Назад

 

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

№ 3 от 13 января 2012 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Новокриушанская СОШ

_________________Пономарев А.В.

Пр. № 3 от 13 января 2012 года

  

ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗОТМЕТОЧНОМ ОБУЧЕНИИ

в начальных классах

МКОУ Новокриушанская СОШ

 

1. Общие положения

 

 1.1.      Данное положение составлено на основании Закона РФ «Об образовании», ФГОС НОО, Устава школы, Основной образовательной программы НОО и регламентирует содержание, формы, порядок и периодичность промежуточного оценивания учебных достижений школьников, обучающихся в начальной школе, без применения 5-бальной системы как формы количественного выражения учебных результатов.

 1.2.      Безотметочное обучение направлено на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

 1.3.      При безотметочном обучении контроль и оценка должны отражать, прежде всего качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.

 1.4.      Основными принципами безотметочного обучения являются:

Приоритет самооценки.

 Учительской оценке должна предшествовать самооценка ученика.  

Критериальность

 Учитель обеспечивает такие педагогические условия, при которых самооценка ученика постепенно дифференцируется, т.е. представляется ребёнку как сумма многих умений. Оценка в каждом конкретном случае проводится на основе выработанных совместно с детьми предельно чётких и однозначных критериев.

 Вариативность

 Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, многообразие, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

 Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей всестороннее видение способностей учащихся

(коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами.

 Личностная направленность

 В процессе оценки фиксируется личностный рост ребёнка, оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнение учащихся друг с другом.

 Здоровьесбережение

 Контроль и оценка должны проводиться в естественных для ребёнка условиях познавательной деятельности, исключающих деструктивный стресс и эмоциональную тревожность.

 1.5.    Основными видами контроля в системе развивающего обучения являются:

 1.6.            Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а также сознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

 Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного образования.

 

2.          Контроль и оценка развития учащихся в системе развивающего обучения

 

2.1.    Основными показателями развития учащихся являются: 

2.2.            Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала  учебного гола к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

2.3.             Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе итоговых проверочных работ, проводимых в конце учебного года.

 

3.          Контроль и оценка знаний  и умений учащихся в системе развивающего обучения.

 

3.1.            Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся  предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

 3.2.    Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

3.2.1.      Стартовая работа (проводится в начале сентября) призвана определить актуальный уровень знаний учащегося, необходимый для продолжения обучения, что позволяет организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также наметить зону ближайшего развития ученика в предметном содержании. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в оценочном листе ученика, учащимися в оценочных листах.

 3.2.2.      Тестовая диагностическая работа (на входе и на выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимися в рамках данной учебной задачи.

 3.2.3.      Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в оценочные листы.

 3.2.4.      Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает в себя все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только предметных знаний, но и надпредметных умений, характеризующих развивающий эффект обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты работы фиксируются в оценочных листах.

 3.2.5.      «Портфель» ученика

 Учебный «портфель» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор, анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.

 3.2.6.  Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

 Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) всё, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

 

4.          Ведение документации

 

Учитель:

 4.1.1.      По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

 4.1.2.      Классный журнал является главным документом учителя.

 4.1.2.а. Классный журнал заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются, а усвоение знаний и умений оценивается качественной оценкой: «хорошо», «отлично», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые корректируются по мере усвоения учащимися темы.

 4.1.2.б. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются качественной оценкой знаний.

 4.1.2.в. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками: 

 Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфеля» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (предъявления) результатов обучения за год.

 4.1.3.      Количественная характеристика знаний, умений и навыков отражается в итоговом оценочном листе только с третьего класса. В 1-2–х классах используется содержательная качественная характеристика достижений и трудностей учащихся.

 4.1.4.      Для коррекции своей  работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные: 

4.1.5.      При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик), соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители:

 

Качество усвоения предмета, %

Отметка в пятибалльной системе

85-100

«5»

65-84

«4»

40-64

«3»

Менее 40

«2»

 

Учащийся:

 4.2.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только по предъявлению учащегося.

 4.2.2. Для отслеживания динамики учения и обучения учащегося должны иметь специальные папки, в которые собираются все работы учащегося за определённый период обучения, листы учёта достижений учащегося.

 4.2.3. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года используются тетради для контрольных работ. Данные тетради создаются на весь период обучения в начальной школе. В них отражаются тексты и результаты всех стартовых, промежуточных и итоговых работ.

 

Администрация:

 4.3.1. В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все необходимые материалы учителей, учащихся и психолога для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе.

 4.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе классифицирует по классам, по отдельным учащимся, используя информационные технологии с целью определения динамики в образовании учащихся от 1-го к 4-му классу.

 4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора  проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как  учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

 

5.          Права и обязанности сторон

 

5.1.    Права и обязанности учащихся

 5.1.1.      Учащиеся имеют право: 

 5.1.2.      Учащиеся обязаны: 

 5.2.    Права и обязанности учителя

 5.2.1.      Учитель имеет право:

 5.2.2.      Учитель обязан: 

 5.3.            Повторное обучение на I ступени развивающего обучения не допускается. Решение об оставлении ученика на повторное обучение может быть принято педагогическим советом школы в случае длительной болезни или при наличии серьёзных трудностей в усвоении программного материала, обусловленных отклонениями в развитии ученика, по мотивированному заключению ПМПК с письменного согласия родителей.

 5.4.    Права и обязанности родителей.

 5.4.1.      Родитель имеет право: 

 5.4.2.      Родитель обязан: 

 

6.          Ответственность сторон.

 

6.1.    Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы – становление учебной самостоятельности (умение учиться) у младших школьников.

6.2.    При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном уставом школы порядком.

6.3.    Нарушение правил оценочной безопасности являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.

6.4.    В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного Положения, они имеют право перевести своего ребёнка в другую школу.

 

Назад