Назад

 

Рабочие программы по химии

 

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 10 класс

Рабочая программа по химии 11 класс

 

 

Рабочая программа по химии 8 класс

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии. Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян (2006 г.) и государственного образовательного стандарта.

Предлагаемая программа построена на основе концентрической концепции химического образования. Основное содержание курса - сведения о химическом элементе и формах его существования.

Рабочая ,программа даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов химии с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Первая часть курса знакомит школьников с первичными химическими понятиями.

В 8-м классе ученики знакомятся с новой для себя наукой, предметом которой является изучение веществ и их превращений. В курс химии 8 класса включен материал по определению качественного и количественного состава вещества. После изучения некоторых простых и сложных веществ вводятся основы классификации неорганических веществ и рассматриваются химические свойства представителей основных классов неорганических веществ.

 

Цели и задачи рабочей программы:

  1. Понимание материального единства веществ природы, их генетическая связь;

  2. Познаваемость закономерностей протекания химических реакций;

  3. Овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  4. Представления о химическом соединении, как о звене в непрерывной цепи превращений веществ, об участии веществ в круговороте химических элементов.

Общая характеристика учебного предмета

 

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки – и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом). В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100» каждый школьный предмет, в том числе и химия, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Изложенные линии развития обеспечивают целостность химического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

  1. Осознание материального единства всех веществ окружающего мира, обусловленность свойств веществ их составом и строением, познаваемость и предсказуемость химических явлений.

  2. Понимание роли химических процессов (превращений веществ) в жизни людей и в природе, что позволит не нарушать окружающую среду, в которой мы живём.

  3. Использование в быту элементарных химических знаний.

  4. Объяснение мира с точки зрения химии, что позволяет критически оценивать полученную информацию.

  5. Овладение основами методов познания, характерных для естественных наук (экспериментального и теоретического).

  6. Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.

Место курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане

 

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Примерная программа по химии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений общего образования.

Предлагаемая программа построена на основе концентрической концепции химического образования. Основное содержание курса - сведения о химическом элементе и формах его существования.

Рабочая, программа даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов химии с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов, из них контрольных работ - 5 часов, практических работ - 10 часов, учебных экскурсий – 3 часа, резервное время - 3 часа.       

 

Изменения, внесённые в рабочую программу, и их обоснование.

  1. 1 час перенесён на изучение темы “Простые вещества”, 2часа перенесены на изучение темы   “Свойства растворов электролитов”.

  2. На изучение темы “Изменения, происходящие с веществами “ отведено 13 час. Увеличение темы на 1час связано с сокращением на это время часов, отведённых на экскурсии.

График проведения контрольных и практических работ :

Содержание курса «Химия»

 

Введение. Предмет химии (6 часов) Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. Химические явления (реакции), отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. Экологические проблемы химии. Возникновение и развитие химии. Роль отечественных учёных в становлении химической науки. Основные законы химии. Структура периодической системы (таблицы): периоды и группы. Периодическая таблица как справочное пособие о свойствах химических элементов. Обозначения химических элементов, их названия, происхождение названий. Химическая формула, запись и чтение формул. Индексы и коэффициенты.Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.

Тема 1. Атомы химических элементов (10 часов) Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, относительная атомная масса. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного и того же химического элемента. Электронная оболочка атома, электронные слои, энергетические уровни. Строение электронной оболочки атомов элементов малых периодов. Завершённый и незавершенный электронные слои. Орбиталь, электронные формулы атомов. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение свойств химических элементов в периодах и группах. Ионы, понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений. Схема образования двухатомных молекул (H2, Cl2, S2, N2). Структурные формулы. Кратность химической связи. Схема образования молекул соединений (HCl, H2O, NH3, и др.). Понятие об ЭО и ковалентной полярной химической связи. Понятие о металлической связи. Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа.

Тема 2. Простые вещества (10часов) Положение металлов и неметаллов в периодической системе элементов. Металлическая связь (повторение). Физические свойства металлов. Аллотропия. Постоянная Авогадро. Моль. Количество вещества. Молярный объём газообразных веществ.

Тема 3. Соединения химических элементов (14часов) Степень окисления. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Основания. Кислоты. Соли. Чистые вещества и смеси. Массовая и объёмная доли компонентов смеси. Расчёты, связанные с использованием понятия «доля». 

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов) Явления физические и химические. Химические реакции. Реакции экзо- и эндотермические. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций. Расчёты по химическим уравнениям.

Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум (6 часов) Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой. Анализ почвы и воды. Признаки химических реакций. Получение водорода и изучение его свойств. Получение кислорода и изучение его свойств.  

Тема 6. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (7 часов) Понятие о скорости химической реакции. Единицы скорости химической реакции. Гомогенные и гетерогенные процессы. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. Зависимость V от:

Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие об обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций. Правило Бертолле.

            Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Способы смещения химического равновесия

Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 час) Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Ионные уравнения реакций. Кислоты. Основания. Соли. Оксиды. Генетические ряды металлов и неметаллов реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

            Тема 8. Химический практикум «Свойства электролитов» (4 часа) Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач.

            Тема 9. Портретная галерея великих химиков (6 часов)

            Тема 10. Учебные экскурсии (3 часа)                                                                     

            Резервное время (3 часа)

Наверх

Рабочая программа по химии 9 класс

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса химии 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений; автор О.С. Габриелян (2006 г.) Основное содержание курса химии 9 класса сводится к изучению отдельных, наиболее практически ценных веществ. Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

 

Цели рабочей программы:

  1. Усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии.

  2. Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций.

  3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента самостоятельного приобретения знаний.

  4. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой-культуры.

Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей.

 

Количество учебных часов

 

        Количество учебных часов – 70 (2 часа в неделю)

Из них:

        Контрольные работы – 3 час.

        Практические работы- 7час.

 

Изменения, внесённые в рабочую программу, и их обоснование:

  1. Тема «Введение» изучается в течение 5 часов, 1 час перенесён на изучение темы «Металлы»

  2. Тема «Металлы» изучается в течение 19 часов, так как 1 час взят из «Введения» и 3 часа из темы «Неметаллы». Увеличение часов на изучение темы «Металлы» объясняется большой практической значимостью этих веществ

  3. Тема «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» уменьшена на 2 часа, так как этот материал повторялся ранее.

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

В результате изучения химии ученик должен

Знать :

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

График проведения контрольных и практических работ:

Наверх

Рабочая программа по химии 10 класс

 

Пояснительная записка

 

Содержание учебного курса:

Введение. Общая характеристика химических элементов (5 часов)

Тема 1. Металлы (19час)

            Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Сплавы. Способы получения металлов. Коррозия металлов. Общая характеристика щелочных металлов. Общая характеристика элементов главной подгруппы. Алюминий. Железо.

Тема 2 Химический практикум I. Свойства металлов и их соединений (4 часа)

            Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. Качественные реакции на ионы металлов.

Тема 3. Неметаллы (21 час)

            Общая характеристика неметаллов. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Двойственное положение водорода в периодической системе. Общая характеристика галогенов. Сера. Азот. Фосфор. Углерод. Кремний.

Тема 4. Химический практикум II. Свойства соединений неметаллов (3 час)

            Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Органические вещества (10 часов)

Вещества органические и неорганические. Химическое строение органических соединений. Метан и этан: строение молекул. Химическое строение молекулы этилена. Химические свойства этилена. Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Углеводы.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8час)

Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Химическая связь.

 

Цели и задачи рабочей программы:

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 час в неделю), в том  числе для проведения контрольных  работ - 5 часов, практических работ - 11часов.

Требования к уровню подготовки

График проведения контрольных и практических работ:

Содержание изучаемого материала

 

Введение(4 час.) Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова.

Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Предпосылки создания теории строения: работы предшественников (теория радикалов и теория типов), работы А. Кекуле и Э.Франкланда, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейре.

Тема 1. Строение и классификация органических соединений(5 час.)

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алаканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические.

Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Тема 2. Химические реакции в органической химии(6 час.)

Понятие о реакциях замещения.

Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения.

Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов.

Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.

Реакции изомеризации.

Тема 3. Углеводороды(16 час.)

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.

Тема 4. Спирты и фенолы(3 час.)

Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»).

Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь.

Особенности электронного стро­ения молекул спиртов.

            Тема 5. Альдегиды. Кетоны(4 час.)  

Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбонильной группы.

Физические свойства формальдегида и его гомологов.

            Отдельные представители альдегидов и кетонов.          

Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры(6 час.)

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.

Тема 7. Углеводы(5 час.)

Моно-, ди-, полисахариды. Представители каждой группы.

Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого.

Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы.

Применение глюкозы на основе её свойств.

Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы.

Тема 8. Азотсодержащие соединения(6 час.)

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина).

Тема 9. Биологически активные добавки(4 час.)

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов.

Водорастворимые (на примере витамина С) и жидкорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины

Понятие об авитоминозах, гипер- и гиповитаминозах.

Тема10. Химический практикум(11 час.)

Наверх

Рабочая программа по химии 11 класс

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного курса химии для 11 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый курс),2006 год. Программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриелян, 2006 год и Государственного образовательного стандарта.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких, как:

Цели и задачи рабочей программы:

Требования к уровню подготовки:

Рабочая программа рассчитана на 70 ( час) (2часа в неделю), в том числе для проведения контрольных работ – 4 часа , практических работ – 8 часов

 

График проведения контрольных и практических работ:

Химический практикум

Содержание  изучаемого материала

 

Тема 1. Строение атома (7 часов)

Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны, Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, p, d, f), Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули, Правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-, f-семейства Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и степень окисления»

Тема 2. Строение вещества (10 часов)

Ионная химическая, связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация; по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомные ж молекулярные. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи и ее значение. Единая природа химических связей. Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связей в одном веществе и т.д.

Тема 3. Химические реакции (14 часов)

Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции.

Реакции аллотропизации и изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества (ОВР и не ОВР); по тепловому эффекту (зкзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические)

Тема 4. Вещества и их свойства (19 часов)

Простые и сложные вещества. Оксиды и их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, и их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные. Комплексные соли Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные ж непредельные). Гомологический ряд Проиводные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Тема 5. Химический практикум ( 8 часов)

Тема 6. Химия в жизни общества  ( 8 часов )

Лекционно-семинарское занятие по плану:

        Резервные уроки-4 часа

Наверх

Назад