Назад

 

Рабочие программы по информатике и ИКТ

 

Рабочая программа 5-6 класс

Рабочая программа 8-9 класс

Рабочая программа 10-11 класс

Рабочая программа 10-11 класс (региональный уровень)

 

Рабочая программа 5-6 класс

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета информатика и ИКТ для 5-6 классов в МКОУ Новокриушанская СОШ составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с учетом основных идей и положений Программы развития универсальных учебных действий для общего образования, с соблюдением Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с соблюдением преемственности с примерными программами начального общего образования, на основе:

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (http://fgosreestr.ru/)

- Основной образовательной программы МКОУ Новокриушанская СОШ

- Учебного плана МКОУ Новокриушанская СОШ Калачеевского района Воронежской области, где на учебный предмет информатика и ИКТ отводится не менее 35 часов из расчёта по 0,5 часа в 5-6 классах.

Программа составлена на основании авторской программы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. издательства Бином. 2013 г.

При составлении тематического планирования были внесены следующие изменения: в 5-6 классах уменьшено количество часов до 17, для изучения соответствующих тем:

 

Тема

Количество часов

авторская

школьная

5 класс

1.

Компьютер

7

3

2.

Информация вокруг нас

12

6

3.

Подготовка текстов на компьютере

8

4

4.

Компьютерная графика

6

2

5.

Создание мультимедийных объектов

2

2

6.

Всего

35

17

6 класс

1.

Объекты и системы

10

7

2.

Информационные модели

10

5

3.

Алгоритмика

15

5

4.

Всего

35

17

 

Место предмета в учебном плане

 

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-6 классах. Но с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в МКОУ Новокриушанская СОШ за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 – 6 классах предмета «Информатика и ИКТ». В соответствии с учебным планом школы распределение учебного времени по классам выгляди следующим образом: в 5, 6 классах – по 17 часов.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

 

Планируемые результаты изучения информатики

5 класс

Выпускник научится:

- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- приводить примеры древних и современных информационных носителей;

- классифицировать информацию по способам е. восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

- создавать и форматировать списки;

- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;

- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места.

Выпускник получит возможность:

- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

- сформировать представление о способах кодирования информации;

- преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

- овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;

- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

 

6 класс

Выпускник научится:

- понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

- создавать круговые и столбиковые диаграммы;

- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;

- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда

- исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Выпускник получит возможность:

- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

- сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

- познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы;

- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

- научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

 

Содержание учебного курса

 

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

- информация вокруг нас;

- информационные технологии;

- информационное моделирование;

- алгоритмика.

Раздел 1. Информационные технологии.

Тема 1. Компьютер.

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Компьютерный практикум

5 класс

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру».

Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».

Практическая работа № 3. «Создаем и сохраняем файлы».

6 класс

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы»

 

Тема 2. Подготовка текстов на компьютере.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерный практикум

5 класс

Практическая работа № 5. «Вводим текст».

Практическая работа № 6. «Редактируем текст».

Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа № 8 «Форматируем текст».

Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы».

Практическая работа № 10 «Строим диаграммы».

Практическая работа № 14 «Создаем списки».

 

Тема 3. Компьютерная графика.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

 

Компьютерный практикум

5 класс

Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора».

Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе».

 

Тема 4. Создание мультимедийных объектов.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Выполнение и защита итогового проекта.

Компьютерный практикум

5 класс

Практическая работа № 17 «Создаем анимацию».

Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу».

6 класс

Практическая работа № 18 «Выполняем итоговый проект».

 

Раздел 2. Информация вокруг нас.

Тема 1. Информация вокруг нас.

Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации. Электронная почта. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

 

Компьютерный практикум

5 класс

Практическая работа № 4. «Работаем с электронной почтой».

Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет».

Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

 

Раздел 3. Информационное моделирование.

Тема 1. Объекты и системы.

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

 

Компьютерный практикум

6 класс

Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».

Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».

Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».

Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы».

Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты».

 

Тема 2. Информационные модели.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

 

Компьютерный практикум

6 класс

Практическая работа № 8 «Создаем графические модели»

Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели»

Практическая работа № 10 «Создаем многоуровневые списки»

Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики»

Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья»

 

Раздел 2. Алгоритмика.

Тема 1. Алгоритмика.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

 

Компьютерный практикум

6 класс

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы».

Работа в среде исполнителя Кузнечик.

Работа в среде исполнителя Водолей.

Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию».

Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками».

Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию».

Работа в среде исполнителя Чертёжник.

Наверх

 

Рабочая программа 8 - 9 класс

 

    Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

    Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

    Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8–9 классы)»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

 

Цели

Задачи программы:

    Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

 

    Программа рассчитана на 105 часов  (35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе).

 

    Программой предусмотрено проведение:

 

    Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

9

9

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

 

3

Кодирование и обработка текстовой информации

9

 

4

Кодирование и обработка числовой информации

10

 

10 

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15 

 

15 

6

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

20

 

20 

7

Моделирование  и формализация

10

 

10

8

Коммуникационные технологии

16

 16 

 

9

Информационное общество

3

 

3

 

Повторение, резерв времени

6

3

3

 

ВСЕГО:

 105

35 

70

 

Тематические и итоговые контрольные работы

 

Тематика

Вид

Дата проведения

8 класс

1

Количество информации

Тематический контроль

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Тематический контроль

 

3

Коммуникационные технологии

Тематический контроль

 

9 класс

1

Кодирование графической информации

Тематический контроль

 

2

Кодирование и обработка текстовой информации

Тематический контроль

 

3

Кодирование и обработка числовой информации

Тематический контроль

 

4

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Тематический контроль

 

5

Моделирование и формализация

Тематический контроль

 

6

Итоговая

Итоговый контроль

 

 

Содержание курса

 

8 класс

 

1. Информация и информационные процессы

 

    Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 1  по теме  «Количество информации».

 

2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

 

    Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

    Защита информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 2  по теме  «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

 

3. Коммуникационные технологии

 

    Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

    Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 3  по теме  «Коммуникационные технологии».

 

9 класс

 

1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

 

    Кодирование графической информации.  Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 4 «Анимация».

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 1  по теме  «Кодирование графической информации».

 

2. Кодирование и обработка текстовой информации

 

    Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 2  по теме  «Кодирование и обработка текстовой информации».

 

3. Кодирование и обработка числовой информации

 

    Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».

Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 3  по теме  «Кодирование и обработка числовой информации».

 

4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

 

    Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 21 «Проект “Переменные”».

Практическая работа № 22 «Проект “Калькулятор”».

Практическая работа № 23 «Проект “Строковый калькулятор”».

Практическая работа № 24 «Проект “Даты и время”».

Практическая работа № 25 «Проект “Сравнение кодов символов”».

Практическая работа № 26 «Проект “Отметка”».

Практическая работа № 27 «Проект “Коды символов”».

Практическая работа № 28 «Проект “Слово-перевертыш”».

Практическая работа № 29 «Проект “Графический редактор”».

Практическая работа № 30 «Проект “Системы координат”».

Практическая работа № 31 «Проект “Анимация”».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 4  по теме  «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

 

5. Моделирование и формализация

 

    Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 32 «Проект “Бросание мячика в площадку”».

Практическая работа № 33 «Проект “ Графическое решение уравнения”».

Практическая работа № 34 «Проект “ Распознавание удобрений”».

Практическая работа № 35 «Проект “Модели систем управления”».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 5  по теме  «Моделирование и формализация».

 

6. Информатизация общества

 

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 6 (итоговая).

 

Требования к подготовке учащихся

в области информатики и ИКТ

 

8 класс

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

9 класс

 

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

Перечень учебно-методического

и программного обеспечения по информатике и ИКТ

для 8 – 9 классов

 

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010; 

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов;

  5. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;

  6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Наверх

Рабочая программа 10 - 11 класс

 

    Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Данный курс является курсом базового уровня и рассчитан  на изучение учащимися 10-11 классов в течении 70 часов (в том числе в X классе – 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в XI классе – 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

    Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

    «Информатика и информационные технологии» – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

    Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

    При раскрытии содержания линии "Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации" учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

    Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования Паскаль. Количество часов, предназначенных на изучение этого раздела существенно увеличено. Это связано с тем, что большая часть заданий ЕГЭ проверяет знания и умения по данной теме, и с тем, что требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились.

    Освоение содержательной линии "Математическое и компьютерное моделирование" направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

    При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

    Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

    Программой предполагается проведение практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных, в их профессиональных (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практические работы синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.

    К результатам обучения по данному предмету на профильном уровне относится умение квалифицированно и осознанно использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.

    Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.

 

    Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    Одна из задач профильного обучения – ориентирование учащихся на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. При дальнейшем поступлении на работу все специальности, связанные с информационными процессами, предполагают владение работником предметными компетенциями, сформированными на уроках информатики и ИКТ.

 

Задачи курса:

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен:

знать:


уметь:


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

 

Критерий оценки устного ответа

 

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа. 

 

Критерий оценки практического задания

 

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

 

Формы организации учебного процесса:

Тематическое распределение часов по информатике и ИКТ

10 класс

 

Название темы

Кол-во

часов

1

Информация и информационные процессы

12 ч

2

Архитектура компьютера и защита информации

6 ч

3

Основы логики и логические основы компьютера

7 ч

4

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

8 ч

5

Повторение

2 ч

 

Итого:

35

 

Тематическое распределение часов по информатике и ИКТ

11 класс

 

Название темы

Кол-во

часов

1

Алгоритмизация и программирование

13 ч

2

Основы логики и логические основы компьютера

8 ч

3

Моделирование и формализация

6 ч

4

Компьютерные сети

6 ч

5

Повторение

2 ч

 

Итого:

35

 Наверх

 

Рабочая программа 10 - 11 класс (региональный уровень)

 

    Для обучения и профессиональной деятельности в условиях информационного общества в качестве рабочего инструмента рассматриваются средства и методы информационных технологий.

    В соответствии с тенденциями развития информационного общества, его коммуникационной среды введен новый предмет «Информатика (Информатика и ИКТ)» за счет часов регионального компонента. Введение нового предмета проводилось в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Часы, отведенные в учебном плане образовательного учреждения на изучение предметов регионального компонента, входят в обязательную учебную нагрузку учащихся. Учебная нагрузка за два года обучения составляет 70 часов по 1 часу в неделю.

    Изучение предмета направлено на освоение методов информационной деятельности, используемых в различных областях практической деятельности. Основными целями преподавания выступают:

    Учитывая практический характер введенного предмета, занятия проводятся в компьютерном классе с применением современных средств ИКТ.

    Распределение учебных тем по годам обучения организовано таким образом, что программа для каждого класса (года обучения) носит самостоятельных характер. Поэтому, если предмет изучался только в 11 классе, то можно выбирать часть программы первого или второго года обучения, независимо от того, что в 10-м классе предмет не изучался. Ежегодно курс завершается выполнением и защитой творческого проекта.

    Для методической поддержки используются электронные образовательные ресурсы и учебные пособия, подготовленные в издательствах, включенных МОН РФ в перечень издательств, имеющих право на издание учебной литературы для учащихся.

 

Программа для универсального профиля

 

    Основные задачи курса – получение устойчивых навыков использования различных программных средств для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий.

    Содержание практических заданий связаны с практическими потребностями человека в информационном обществе.

    Данный курс изучается наряду с изучением курса «Информатика и ИКТ» федерального уровня.

 

Тема

10 класс

11 класс

1.

Настройка и техническая поддержка персонального компьютера

2

1

2.

Работа в сети Интернет

12

0

3.

Обработка текстовой информации

10

0

4.

Обработка графической информации

0

10

5.

Обработка табличной информации

0

8

6.

Обработка звуковой информации

0

3

7

Обработка видеоинформации

0

8

8.

Создание мультимедийных презентаций

6

0

9.

Подготовка и защита творческого исследовательского проекта

4

4

10.

Резерв

1

1

 

Всего

35

35

 

Список учебной литературы

 

  1. Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel: учебное пособие/ О.Б.Богомолова – М. Бином. Лаборатория знаний, 2010 – 343 с.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум/ Л.А. Залогова – М. Бином. Лаборатория знаний, 2011 – 245 с.

  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие/ Л.А. Залогова – М. Бином. Лаборатория знаний, 2009 – 213 с.

  4. Интерактивный справочник по MS PowerPoint 2010. http://pffice.microsoft.com/ru-ru/outlook-help/HA101794130.aspx.

  5. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: учебное пособие – М. Бином. Лаборатория знаний, 2007 – 224 с.

  6. Рознатовская А.Г. Создание компьютерного видеоролика в Adobe Premiere PRO CS2: учебное пособие – М. Бином. Лаборатория знаний, 2009 – 80 с.

  7. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: учебное пособие – М. Бином. Лаборатория знаний, 2007 – 303 с.

  8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: практикум – М. Бином. Лаборатория знаний, 2006 – 87 с.

  9. Сергеев А.П. Microsoft Office 2010. Самоучитель – Киев: Вильямс, 2010 – 624 с.

  10. Спиридонов О.В. Microsoft Word. От пользователя к специалисту: методическое пособие/ О.В. Спиридонов, Н.С. Вольпян –М. Бином. Лаборатория знаний, 2008 – 354 с.

  11. Учебные проекты с использованием MicrosoftÒ Office: учебное пособие – М. Бином. Лаборатория знаний, 2007 – 230 с.

Наверх

Назад