Назад

 

Рабочие программы по краеведению

 

Рабочая программа по краеведению 6-7 класс

Рабочая программа по краеведению 9, 10 класс

Рабочая программа по краеведению 11 класс

 

Рабочая программа по краеведению 6-7 класс

 

Пояснительная записка.

 

Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760, рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 6-7 классах связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

- познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

- изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;

- выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;

- проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;

- оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

- развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;

- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического образования.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия природы и общества. социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Воронежской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися.

 

Место географического краеведения в учебном плане.

 

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» рассчитан на 34 часа. Он изучается на этапе основного общего образования в 6 и 7 классах. В том числе в 6 классе – 17 часов, из расчета 0,5 учебного часа в неделю; в 7 классе – 17 часов, из расчета 0,5 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 

Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Воронежской области:

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

- умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

- осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

- освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

- использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» в 6-7-х классах являются следующие умения:

- понимать роль различных источников краеведческой информации;

- знать особенности природы, населения, хозяйства Воронежской области:

- формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

- понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Воронежской области;

- определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

- приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Воронежской области;

- находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской области;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

- определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

- работать со статистическими данными;

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

- использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области.

 

Содержание учебного предмета

 

6 класс

1. Введение в краеведение (3 часа).

Тема 1. Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

Тема 2. Топонимика. Топонимы Воронежской области.  Что такое топонимика, как появляются географические названия. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды.

Тема 3. Генеалогия. Генеалогия, родословное древо. Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги.

2. Знакомство с Воронежской областью (2 часа).

Тема 4. Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

Тема 5. История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.

3. Геологическая история и строение территории Воронежской области (3 часа).

Тема 6. Геологическая история Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Тема 7. Геологическое строение Воронежской области. Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя.

Тема 8. Полезные ископаемые Воронежской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

4. Рельеф Воронежской области (4 часа).

Тема 9. Общие особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности.

Тема 10. Формы рельефа, образованные поверхностными и подземными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины. Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.

Тема 11. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Тема 12. Характеристика рельефа своего района (города).

5. Климат Воронежской области ( 2 часа).

Тема 13. Погода и климат. Что такое погода, климат.

Тема 14. Климат Воронежской области. Сезоны года.  Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра

6. Внутренние воды Воронежской области (3 часа).

Тема 15. Реки Воронежской области. Подземные воды. Моя река. Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Воронежской области, ограниченность ресурсов подземных вод.

Тема 16. Озёра, болота и искусственные водоёмы Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота. Зачем строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища Воронежской области, Воронежское водохранилище.

Тема 17. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

7. Обощение и закрепление знаний о Воронежской области (1 час).

Тема 18. Обобщающее занятие по курсу «Географическое краеведение».

 

7 класс.

1. Введение в краеведение (1 час).

Тема 1. Что изучает краеведение 7 класса. Что изучает краеведение, разделы краеведения. Воронежская область на карте России.

2. Почвы Воронежской области (2 часа).

Тема 2. Формирование и свойства почв. Почва, факторы почвообразования. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва – живая и неживая.

Тема 3. Почвы Воронежской области. Экологические проблемы почв. Охрана почв. Черноземы, другие типы почв Воронежской области. Экологические проблемы почв, охрана почв

3. Флора и фауна Воронежской области (5 часов).

Тема 4. Лесостепь и степь. Географическая зональность, лесостепи и степи, заселение и освоение лесостепи и степи.

Тема 5. Растительный покров Воронежской области. Растительность Воронежской области, леса, степные растения, водные растения, реликтовые растения.

Тема 6. Животный мир области. Животные: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.

Тема 7. Природные комплексы Воронежской области. Природный комплекс, лесные, степные, водные природные комплексы. ПК сельхозугодий, городов.

Тема 8. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды растений и животных.

3. Население Воронежской области (3 часа).

Тема 9. Население Воронежской области. Численность населения Воронежской области, естественное движение населения, миграции населения области, половозрастные особенности населения области, плотность населения.

Тема 10. Заселение территории Воронежской области. История заселения Воронежской области, этнический состав современного населения.

Тема 11. Населённые пункты Воронежской области. Городское и сельское население Воронежской области.

4. Экономика Воронежской области (2 часа).

Тема 12. Экономика Воронежской области. Промышленность. Понятие экономики (хозяйства), промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли хозяйства. Горнодобывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность Воронежской области.

Тема 13. Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство Воронежской области.

5. Экологические проблемы Воронежской области (2 часа).

Тема 14. Экологические проблемы Воронежской области. Антропогенное воздействие на окружающую среду, загрязнение среды, экологические проблемы. Экологические состояние атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, образование отходов в Воронежской области.

Тема 15. Охрана природы в области. Борьба с загрязнениями в Воронежской области, создание охраняемых территорий, заповедники Воронежской области

6. Достопримечательности Воронежской области (2 часа).

Тема 16. Достопримечательности Воронежской области. Города Воронежской области. Характеристика крупных городов Воронежской области: Воронеж, Борисоглебск, Россошь, Лиски, Острогожск, Нововоронеж. Понятие достопримечательности, туризм и его виды, региональный туризм в Воронежской области.

Тема 17. Памятники природы своего района и села.

7. Обощение и закрепление знаний по Воронежской области (1 час).

Тема 18. Повторение по курсу краеведение за 6-7 классы.

 

Наверх

Рабочая программа по краеведению 9, 10 класс

 

Пояснительная записка

 

Программа регионального курса «Историко-культурное краеведение» составлена на основе Федерального базового учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне.

Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно ориентированными деятельностным подходами.

Программа реализует принципы:

1. Научности:

2. Дифференциации и индивидуализации:

Образовательные задачи курса – формирование знаний:

Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

В конечном итоге – формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.

Основная концептуальная идея курса – использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.

Содержание курса включает модули:

Результат обучения.

Учащиеся должны:

знать:

уметь:

В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.

Варианты использования резервного времени (3 часа):

 

I

1. Повторительно-обобщающий урок по содержанию курса.

2. Урок-презентация портфолиоучащихся «Моя гордость – родной край Воронежский».

3. Урок контроля знаний.

II

1. Повторительно-обобщающий урок по содержанию курса.

2. Урок-панорама (сообщения учащихся, более глубоко раскрывающие отдельные темы курса, например: воронежские ученые-краеведы, воронежские улицы, воронежцы-олимпийцы, воронежцы-герои, деятели культуры и искусства, имеющее (имевшие)почетные звания, и др.

3. Урок контроля знаний.

III

1-2. Урок-панорама.

3. Повторительно-обобщающий урок с элементами контроля.

IV

1-3. Посещение театра, музея, выставки. Творческая работа «Моя гордость – родной край Воронежский». Выставка лучших работ.

 

Учебно-методический комплект:

  1. Баранникова М.И. «Историческое краеведение» ВГПУ Воронеж 2012 г.

  2. Панова В.И. «История Воронежского края» Воронеж «Родная речь» 1995 г.

Наверх

Рабочая программа по краеведению 11 класс

 

Пояснительная записка

 

            Цели краеведческого образования:

Общая характеристика учебного предмета

           

            Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм; развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

            Содержание программы курса обеспечивается книгой для учителя «Историко-культурное краеведение» И.П.Красиковой, Ю.П.Пыльнева (под общей редакцией Б.Я.Табачникова; Воронеж, 2012), учебно-методическим пособием «Историко-культурное краеведение» / М.Н. Баранникова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012.

 

Литература для учеников.

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

            В соответствии с приказом от 27 июля 2012 года № 760 Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области» на изучение краеведения в 10-11 классах отводится 70 часов, 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 (1 час в неделю).

 

Результаты освоения курса

Результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Содержание учебного предмета

Наверх

Назад