Назад

 

Рабочие программы по литературе

 

Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 10 класс

Рабочая программа по литературе 11 класс

 

Рабочая программа по литературе 8 класс

 

Пояснительная записка

 

        Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе следующих документов: «Программа по литературе для 5- 11 классов общеобразовательных учреждений» . Авторы-составители Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: «Русское слово», 2010 года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. «Литература» 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3 частях. Автор – составитель Г. С. Меркин. М. «Русское слово», 2008 год

        Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса. Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).Программа позволяет учитывает различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу с учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых предметных компетенций.

 

Цели и задачи изучения курса

  1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

         Задача – дать не только общее представление об истории литератур, но и показать связь героя с особенностями исторического развития, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.

 

Место предмета в учебном плане.

 

        Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится 70 часов:

 (из расчета 2 учебных часа в неделю): изучение произведений – 58 уроков, на уроки развития речи- 5 часов, на уроки внеклассного чтения -6 часов, контрольное тестирование -1 час.

 

График проведения письменных работ

 

Тема

Дата

1

Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

2

Домашнее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

 

3

Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

 

4

Домашнее сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

 

5

Сочинение-эссе «Что есть красота?»

 

6

Контрольное тестирование

 

 

О планируемом уровне подготовки учащихся

Учащиеся должны

        знать:

        Уметь

        1) в ценностно-ориентационной сфере:

        2) в коммуникативной сфере:

        3) в эстетической сфере:

Содержание программы учебного курса

 

        Введение.(1) Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

        Из устного народного творчества(2)

       Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче..

         Из древнерусской литературы (2)

        «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

         Из литературыXVIII века (3)

        Г.Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

        Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

         Из литературыXIX века(35)

         Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

        В.А. Жуковский.«.Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

        К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений»: Е. А. Баратынский.«Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» ( «Соловей мой, соловей...»).

        Н.М. Языков. «Пловец ».

        Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

         А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис­торической прозы.

         М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Историческая тема в творчестве поэта. «Мцыри»: свободолюбие, готов­ность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мо­тивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

         Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи­тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

         И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

         Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

         А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

        А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

        Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения..

         Из литературыXXвека (18)

        М.Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

        В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

        Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие»,

        М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

        Н.А. Заболоцкий Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50—60-х годов.

        В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

        «Музы не молчали» Стихотворения поэтов о войне. А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;М.В. Исаковский.«Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня», П.Г. Антокольский.«Сын» ("отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц.«Памяти защитников»;М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов.«Журавли» и др.

        А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

        В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского» Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

         Из зарубежной литературы(4)

        У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

        М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

         Контрольное тестирование(1)

        Перечитывая любимые страницы (по произведениям зарубежной литературы)- 1 ч.

        Заключительный урок(1)

 

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. М. 2010

  2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3 частях. Автор – составитель Г. С. Меркин. М. 2008. «Русское слово»

  3. Н. Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М. 2008.

  4. И.В. Золоторева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе 8 класс» М. «Вано» 2009.

  5. М.И. Каратанцева, Э.А. Котельникова «Древнерусская литература» Ш.Б. 1995г.

  6. В.А. Западов «Русская литература 18 век» М. «Художественная литература» 1991г.

  7. И.О. Родин «Литература первой половины 19 века» М. Астрель, 2003г.

Для учащихся

  1. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3 частях. Автор – составитель Г. С. Меркин. М. 2008. «Русское слово»

  2. Агеносова В.В. Литература. Справочник школьника, Дрофа, М., 2005.

  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь, Дрофа, М., 2003.

  4. Есин А.Б. Школьный словарь литературных терминов и понятий, Дрофа, М., 2004

  5. Скрипкина В.А. Литература. 5-8 классы. Контрольные и проверочные работы. М., Дрофа, 2004.

  6. Коршунова И.Н., Липина С.Ю. Литература. 5-8 классы. Тесты.

 Дополнительная литература

  1. Античная литература. Рим. Хрестоматия. Высшая школа. 2003 год

  2. Литература. Тесты. 5-8 классы. Дрофа 2002 год

  3. Я познаю мир: Литература. АСТ. 2006 год

  4. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1. Аванта+2006 год

Наверх

 

Рабочая программа по литературе 9 класс

 

Пояснительная записка

 

        Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса (базовый уровень), учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе следующих документов: 1.«Программа по литературе для 5- 11 классов общеобразовательных учреждений». Авторы-составители Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: «Русское слово», 2010 года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. 2. «Литература» 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3 частях. С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. М. «Русское слово», 2008 год

        Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

        Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

        освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

        овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

        Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

        Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

        В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

        При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

        Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

 

Цели и задачи изучения курса:

задачи:

Место предмета в учебном плане.

 

        Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится 105 часов: (из расчета 3 учебных часа в неделю): изучение произведений – 91 урок, на уроки развития речи- 11 часов, контрольное тестирование -3 час.

 

График проведения письменных работ

 

Тема

Дата

1

Классное сочинение на тему: « Чацкий и Молчалин» (сравнительная характеристика).

 

2

Сочинение по роману «Евгений Онегин».

 

3

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю.Лермонтова

 

4

Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени».

 

5

 Классное сочинение по роману «Герой нашего времени».

 

6

Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

 

7

Тестирование по теме «Литература 19 века».

 

8

Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века. «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным»

 

9

Тестирование по литературе 20 века.

 

 

О планируемом уровне подготовки учащихся

        Учащиеся должны

        знать/понимать:

        уметь:

        ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

        Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Фольклор. Жанры фольклора. Литературные роды и жанры. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

        Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

Содержание программы учебного курса

 

        Введение (1). Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18 века к 19 и 20 векам. Литература и история.

        Теория литературы: литературная ситуация, литературный процесс, литературное направление.

        Из древнерусской литературы. (4) Художественно- литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов; центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси.

        Из литературы 18 века.(6)

        А. Н. Радищев. Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева…» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность, Человек и государство; писатель и власть.

        Из литературы 19 века.(51+11)

        А. С. Грибоедов. Основные вехи биографии: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума») Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

            А. С. Пушкин. Творческая биография А. С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «К…», «Я вас любил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы – время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров. Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» -нравственная позиция автора. Реализм прозы А. С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни» Художественные открытия в «Евгении Онегине». В. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

        М. Ю. Лермонтов. Творческая биография. М. Ю. Лермонтов и А, С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». Образ поэта в представлении М. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики:2Нет, я на Байрон…», «Я жить хочу», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно»,, «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») . Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль 2 предисловий. Идейно- композиционное значение главы «Фаталист». В. Г. Белинский о романе.

        Н. В. Гоголь. Творческая биография. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н. В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

        Ф. И. Тютчев. Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

        А. А. Фет. Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!...», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!...». Художественное своеобразие стихотворений.

        Н. А. Некрасов. Творческая биография Некрасова Н. А. отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

        Ф. М. Достоевский. Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека», Достоевский Ф. М. и Гоголь Н. В.

        Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

        А. П. Чехов. Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре».Комическое и трагическое в прозе Чехова. Истинные и ложные ценности героев рассказов.

        Из литературы 20 века.(23+1)

        Своеобразие литературного процесса первой четверти 20 века (реализм, авангардизм, модернизм).

        М Горький. Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна». Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о буревестнике».

        Из поэзии Серебряного века. Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

        М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция. «Война. Жесточе нету слова»

        М. А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти».

        В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. «Сотников». Проблема выбора в повести.

        В. П. Астафьев. «Пастух и пастушка». Любовь и война. А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему.

        А. И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Авторская песня. Авторская песня –новое явление в русской поэзии 20 века. Судьбы русских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни. Военная тема в поэзии Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого.

        Из зарубежной литературы (5)

        У. Шекспир (обзор). Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве 20 века.

        Ж. Б. Мольер. Краткие сведения о драматурге.»Высокая комедия» Мольера. Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы.

        И. В. Гете. Краткие сведения о поэте. И. В. Гете – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И. В. Гете в России.

 

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. М. 2010

  2. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. М. 2008. «Русское слово»

  3. И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных, м. С. Корнеева. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»М. «ВАКО». 2001

  4. И. В. Золотарева, Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»М. «ВАКО». 2006

Для учащихся

  1. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. М. 2008. «Русское слово»

  2. Агеносова В.В. Литература. Справочник школьника, Дрофа, М., 2005.

  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь, Дрофа, М., 2003.

  4. Есин А.Б. Школьный словарь литературных терминов и понятий, Дрофа, М., 2004

Наверх

 

Рабочая программа по литературе 10 класс

 

Пояснительная записка

 

    Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

  4. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

    Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения; основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

    Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

    Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

    Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

    Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

    Программа выполняет две основные функции:

    Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

    Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

    Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

    Основные теоретико-литературные понятия

    Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

Результаты обучения

    Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

    Рабочая программа составлена с учетом преемственности с .Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

    Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историке - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

    Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

    Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

    И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

    Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

 

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

 

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в X классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

    Цели обучения:

    Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Учебно-тематическое планирование по литературе

 

    Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)

 

 

 

Всего часов

Уроков развития речи (Р/р)

Уроков внеклассного чтения (В/ч)

1 четверть

9 недель

27

2

1

2 четверть

7 недель

21/48

2

2

3 четверть

10 недель

30/78

2

1

4 четверть

9 недель

27/105

4

- 2

год

35 недель

105

10*

6

 

    Класс 10 (базовый уровень)

    Количество часов:

    Всего - 105; в неделю - 3 часа.

    Плановых контрольных уроков (развития речи) - 10* (в том числе 4 классных и 3 домашних сочинения), уроков внеклассного чтения - 6.

    Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.

 

Основное содержание

 

Литература ХIХ века (90ч)

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XIX века. (1 час)

Литература первой половины XIX века (70ч)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)

А.С. Пушкин (4ч) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вольность», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», поэма «Медный всадник». Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина, предназначение поэта. Поэт и власть.

М. Ю.»Лермонтов (4ч) Жизнь и творчество (обзор). Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Поэт» и «Пророк», Мотивы интимной лирики «Я не унижусь пред тобою...», «Молитва», Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Н.В.Гоголь (3ч) Художественный мир Гоголя. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос»

Зачётная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века.

Из литературы второй половины XIX века.

Литература и журналистика 50-80х г.г. второй половины XIX века. (2 часа)

А. Н. Островский (6 часов) Жизнь и творчество. Особенности поэтики. Драма «Гроза». Мир города Калинова, Катерина и Кабаниха. Трагедия совести и её разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики. Образная символика и смысл названия драмы.

Классное сочинение по драме «Гроза». (2 часа)

И.А. Гончаров(6ч) Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Истоки обломовщины, Обломов и Штольц, любовная тема в романе.

Письменная работа по проблематике изученной темы. (1 час)

И.С. Тургенев (6ч) Жизнь и творчество. Особенности поэтики. Роман «Отцы и дети». Герои и эпоха в романе. Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Философские итоги романа. Смысл заглавия.

Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе.

Классное сочинение по роману «Отцы и дети» (2 часа)

Н.Г. Чернышевский. (3 часа) Личность Чернышевского. История создания романа «Что делать?» Теория разумного эгоизма. Черты социальной утопии. Четвёртый сон Веры Павловны.

Н.А. Некрасов (7 часов) Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова «В дороге», «Огородник», «Тройка». «Муза мести и печали» в лирике Некрасова. «Блажен незлобливый поэт», «Вчерашний день, часу в шестом...». Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова «О погоде», «Поэт и гражданин», Рыцарь на час», «Пророк». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова, Философские итоги некрасовского эпоса.

Тестирование по теме «Творчество Некрасова». (1 час)

Ф.И. Тютчев (3ч) Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева. «Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились». Драматизм звучания любовной лирики Тютчева. - Денисьевский цикл.

А.А. Фет (3ч) Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета. («Заря прощается с землёю...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них...». Тема любви в лирике Фета. «Сияла ночь», «Я пришёл к тебе с приветом»

Письменная работа по творчеству Тютчева и Фета (1 час)

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов

Н.С. Лесков (2ч). Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Отзыв о прочитанном произведении (1 час)

М.Е. Салтыков-Щедрин.(6ч) Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение) Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков (4ч) Жизнь и творчество. Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи «История одного города». Судьба глуповцев и проблема финала романа. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь». Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы.

А.К. Толстой (2ч). Мир природы в лирике («прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...».Интимная лирика А.К. Толстого «Средь шумного бала...», Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...».

Л.Н. Толстой (12ч). Жизненный и творческий путь. История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». Тема истинного и псевдопатриотизма. «Мысль семейная» в романе. Этапы духовного становления А. Болконского и П. Безухова. Наташа Ростова и женские образы в романе.проблема личности в истории. Кутузов и Наполеон. Уроки Бородина. «Мысль народная» в романе. Платон Каратаев: русская картина мира. Нравственно-философские итоги романа. Классное сочинение по проблематике изученной темы.

Ф.М. Достоевский. (7 ч). Жизненный и творческий путь. Роман «преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир униженных и оскорблённых в романе. Образ Раскольникова и тема гордого человека в романе. Двойники Раскольникова. Образы Лужина и Свидригайлова. Сонечка - нравственный идеал автора.

Подготовка к написанию домашней творческой работы по проблематике изученного произведения (1ч).

Ф.П. Чехов. (5ч). Жизнь и творчество. Трагикомедия футлярной жизни. («Человек в футляре», «Крыжовник»). Выбор доктора Старцева. «Ионыч», Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишнёвый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы.

Классное сочинение по проблематике изученной темы. (2ч)

Зарубежная литература 2-й половины XIX века. (3ч)

Г.де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

К. Ибсен. Драма «Кукольный дом»

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

Обобщение материала историко-литературного курса.

Итоговый урок. Что читать летом?

Для заучивания наизусть.

Наверх

 

Рабочая программа по литературе 11 класс

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2011.

«Русская литература XX века» Зинин С.А., Чалмаев В.А. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2011.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

Цели и задачи рабочей программы

 

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

В авторскую программу внесены незначительные изменения: добавлены для обзорного изучения следующие произведения: повесть В. Быкова «Сотников», роман Ч. Айтматова «Буранный полустанок», повесть «Плаха», повесть Ю. Трифонова «Обмен» и последняя повесть В, Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»., так как, на наш взгляд, писатели в этих произведениях рассматривают очень важные проблемы современности и выпускник должен обязательно познакомиться с книгами, которые стали современной классикой.

 

Количество учебных часов

Всего – 102; в неделю – 3 часа.

Плановых контрольных уроков (развития речи) - 11

 

График проведения письменных работ

 

Тема

Дата

1

Сочинение по творчеству М. Горького.

 

2

Письменный ответ на вопрос « Мой любимый поэт серебряного века»

 

3

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. А. Блока

 

4

Сочинение по творчеству С. Есенина

 

5

 Сочинению по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

 

6

Сочинению по творчеству М. А. Булгакова.

 

7

Сочинение по произведениям современной литературы

 

 

О планируемом уровне подготовки выпускников

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать / понимать

уметь

 

Содержание программы учебного курса

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (1 час)

Русская литература первой половины XX века. Писатели-реалисты.

И. А. Бунин (4ч) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ваc, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоление суетного в рассказах И. Бунина о любви.

А.И. Куприн (2ч) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (6ч) «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

Сочинение по творчеству М.Горького.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века (12ч)

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок (7ч) Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара. Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».Особенности образного языка А. Блока, роль символов. Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

А. А. Ахматова (5ч) Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Монументальность и трагическая мощь поэмы. Единство личной темы и образ страдающего народа. Тема исторической памяти.

М. И. Цветаева (3ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. Своеобразие поэтического стиля.

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (2ч) А.Аверченко. Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве Н, Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (3ч) Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Тема Родины и революции в произведениях писателей новой волны. И. Бабель, А. Фадеев. Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы».

В. В. Маяковский (5ч) Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы. Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин (7ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Природа родного края и образ Руси. Трагическое противостояние города и деревни. Любовная лирика. Поэмы «Анна Снегина». Соотношение эпического и лирического; «Пугачев». Сочинение по творчеству С. Есенина.

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов.(5)

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация. Драматургия. Тема коллективизации в литературе. О. Э. Мандельштам. Истоки поэтического творчества. Осмысление времени и противостояние «веку – волкодаву»

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

М. А. Шолохов (8ч) Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова. Художественно-стилистическое своеобразие романа. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков (8ч). Роман «Мастер и Маргарита»

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа. Путь Ивана Бездомного в обретении Родины

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

Б. Л. Пастернак (3ч) Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

А. Платонов. «Сокровенный человек».(1) Тип платоновского героя -мечтателя, романтика, правдоискателя.

В. Набоков. «Машенька».(1) Драматизм эмигрантского небытия героев.

Литература периода Великой Отечественной войны (3)

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. «Звезда » Э. Казакевича, «Судьба человека» М. Шолохова, и др.(1)

А. Т. Твардовский (2ч). «По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

            Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов(16)

Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков. Рассказы «Одни», «Чудик», «Срезал»

А.И. Солженицын (2ч) Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

В. Шаламов.(2) Жизнь и творчество. История создания книги «Колымские рассказы» Своеобразие раскрытия лагерной темы «Шоковая терапия», «Последний замер», «Ягоды» и др.

В. Быков.(1) Обзор творчества. Повесть «Сотников», проблема нравственного выбора.

Деревенская и городская проза. Ю. Трифонов «Обмен»(1)

Проза В. Астафьева.(2) «Царь- рыба». Человек и природа. «Печальный детектив». Нравственные проблемы.

В. Распутин.(2) «Прощание с Матерой». Тема памяти и преемственности поколений. «Дочь Ивана, мать Ивана», Проблемы современности.

Ч. Айтматов.(1) Основные произведения. «Плаха», «Буранный полустанок». Проблемы исторической памяти, отцов и детей, экологии.

Н. Рубцов. Поэзия. «Тихая лирика», напевный стих.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (1ч)

 

Основные теоретико-литературные понятия

 

            Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Содержание и форма. Художественный вымысел, фантастика. Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

            Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

            Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

            Деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5 -11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин,В. А. Чалмаев. М. 2011.

  2. В. Чалмаев, С. Зинин. Литература 20 века. Учебник для 11 класса в 2 частях. М. 2011.

  3. Егорова Н. Е., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе.11 класс.М.2002

  4. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

  5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

  6. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

  7. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

  8. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.

  9. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.

  10. Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс».

Для учащихся

  1. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.

  2. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

  3. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

  4. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

  5. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.

Наверх

Назад