Назад

 

Рабочие программы по обществознанию

 

Рабочая программа 8 класс

Рабочая программа 9 класс

Рабочая программа 10 класс

Рабочая программа 11 класс

 

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

 

Пояснительная записка

 

Программа по обществознанию для 8-го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Так как на 1-м этапе знакомства с учебным предметом «Обществознание» учащиеся в ознакомительном порядке изучили основные понятия курса и была обеспечена преемственность с курсом «Окружающий мир», изучаемом в начальной школе, в 7-м классе  обеспечивалось более глубокое изучение предмета по разделам «Общество», «Человек» и «Сфера духовной культуры»

Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На наш взгляд, для изучения в 8-ом классе целесообразно предложить  разделы: «Экономика» и «Социальная сфера».

 

Цели и задачи курса

  1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов и критического мышления.

  2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;  позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;

  4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач по разделам курса.

Учебно-методический комплекс

Требования  к уровню подготовки  учащихся

 

Наверх

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

 

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Составлена на основе авторской программы Боголюбова Л.Н.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

 

Учебник:

Обществознание : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2007.

Количество часов: всего - 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Реализация рабочей программы способствует:

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:

уметь:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Дополнительная литература для учителя и обучающихся:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушениях.

  3. Конституция Российской Федерации.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Введение в обществознание: 8-9 классы  ( Под  ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007;

  2. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание»: 8 класс. – М.: Просвещение, 2006;

  3. Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу « Введение в обществознание «; 9 класс, - М.: Просвещение, 2004;

  4. Методические рекомендации по курсу « Введение в обществознание «: 8-9 классы Под редакцией Л.Н. Боголюбова,  Л.Ф. Ивановского. – М.: Просвещение, 2005;

  5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 202

Наверх

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

 

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Данная программа предназначена для 10 класса, срок реализации программы 1 год.

Используемый учебно-методический комплект: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009г.

Функции.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели.

            Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Задачи.

Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

Требования.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

Принципы.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

Контрольно-измерительные материалы.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 5 тем. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Наверх

Рабочая программа по обществознанию 11 класс

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса по обществознанию для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой 2008 г в рамках нового базисного учебного плана, примерных программ.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов на 2012-2013 учебный год.

Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

 

При составлении авторской рабочей программы учитель может использовать данную программу в сочетании с программой «История «Академический школьный учебник» 5-11 классы Сборник программ по отечественной и зарубежной истории и обществознанию. М,.«Просвещение» 2008г. (коллектив авторов). «ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБШЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ» 10—11 классы» М, «Просвещение » 2008г. (коллектив авторов).

 

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник: Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2009г

Дополнительная литература:

  1. Л.С.Бахмутова «Методика преподавания обществознания», М.2001г

  2. Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ 2009 Обществознание.М.2009г.

  3. Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М.2006 г.

  4. Т.А.Корнева «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства», Волгоград, 2007г.

Курс «Обществознание» для 11 классов, содержание которого представлено в настоящей программе, является составной частью большого курса под названием «Обществознание», который включает, помимо упомянутого, курса и курс «Обществознание» для 10—11 классов. Содержание и методические особенности последнего представлены в следующей программе.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие:

основные цели курса:

Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать зна­комству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

 

Основное содержание

 

РАЗДЕЛ I. Человек и экономика

 

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес   в экономике. Организационно-правовые   формы   и   правовой   режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

 

РАЗДЕЛ II. Проблемы социально-политической и духовной жизни общества

 

Свобода и необходимость в   человеческой деятельности.   Выбор   в альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

 

РАЗДЕЛ Ш. Человек и закон

 

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

 

Формируемые знания и умения ученика

 

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права

Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, — выпушенными издательством «Просвещение»,

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

Знать/понимать

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

 

Литература

  1. Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М., Просвещение 2008 .

  2. Федеральная  Примерная программа  основного общего образования по обществознанию.

  3. Рабочие программы по обществознанию 8-11 классы. М., 2008г.

  4. ПРОГРАММЫ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   УЧРЕЖДЕНИЙ   ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ» 10—11 классы» М,. «Просвещение» 2008г. (коллектив авторов).

  5. Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 11 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2009г

  6. Л.С.Бахмутова «Методика преподавания обществознания», М.2007г

  7. Е.Л.Рутковская Сборник заданий. ЕГЭ 2009 Обществознание.М.2009г.

  8. Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М.2007г.

Наверх

Назад