Назад

 

Рабочие программы по русскому языку

 

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

 

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

 

Пояснительная записка

 

    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский). М. Просвещение. 2010год.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

    Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

    Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Курс русского языка для восьмого класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

    Программа предназначена для работы по учебнику «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – М.: «Просвещение», 2003 г. и составлена с учетом методической системы указанного учебника по русскому языку.

 

Цели обучения русскому языку

 

    Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

    В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

    Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

 

Количество учебных часов

 

    Программа предусматривает 140 часов (4 часа в неделю) согласно количеству часов по учебному плану, отведенных для изучения русского языка в 8 классе.

 

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

   

    В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 8 классе отведено 102 часа, а в рабочей программе – 140 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 8 классе отводится 3 часа в неделю и 1 час выделен из часов школьного компонента а в учебном году 35 рабочих недель. В связи с тем, что по окончании 9 класса учащимся предстоит сдавать экзамен по русскому языку в форме ГИА, я увеличила количество часов на повторение пройденного в 5-7 классах, на изучение главных и второстепенных членов предложения, односоставных предложений, т.к. по опыту знаю, что эти вопросы вызывают трудности при сдаче экзамена. Увеличено количество часов и на уроки развития речи, особенно на написание сжатого изложения. В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) даётся обоснование правомерности таких действий учителя. Там сказано, авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. Также в авторской программе отмечается, что разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая это, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.

    Учитывая все рекомендации, таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:

 

Содержание

Часов в авторской программе

Часов в рабочей программе

Введение

1

1

Повторение пройденного в 5-7 классах

6+2

8+3

Словосочетание

2

3

Простое предложение

3+1

3+1

Главные члены предложения

6+2

11+1

Второстепенные члены предложения

6+2

9+4

Простые односоставные предложения

9+2

14+5

Неполные предложения

2

2

Однородные члены предложения

12+2

11+2

Обособленные члены предложения

18+2

17+6

Обращения, вводные слова и междометия

9+2

9

Прямая и косвенная речь

6+1

11+2

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+1

14+4

 

График проведения контрольных и проверочных работ

 

Тема

дата

1.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

 

2

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».

 

3

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения»

 

4

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

 

5

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

 

6

Контрольный диктант по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения

 

7

Итоговый контрольный диктант.

 

 тестирование 

1

Проверочная тестовая работа. по теме «Главные члены предложения».

 

2

Проверочная тестовая работа«Второстепенные члены предложения».

 

3

Проверочная тестовая работа по теме «Односоставные предложения».

 

4

Проверочная тестовая работа по теме «Однородные члены предложения».

 

5

Проверочная тестовая работа темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».

 

6

Проверочная тестовая работа темы «Способы передачи чужой речи».

 

 Работы по развитию речи 

1

по картине В.В. Машкова «Золотая осень в Карелии».

Контрольное сочинение.

 

2

Описание памятника архитектуры. Устное сочинение.

 

3

Изложение по упражнению 178

 

4

Сжатое изложение.

 

5

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

 

6

Изложение по упражнению 249.

 

7

Контр. сочинение по картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

 

8

Контрольное изложение

 

9

Сжатое изложение.текста публицистического стиля

 

10

Сравнительная хар-ка героев.Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых».

 

11

Контрольное сжатое изложение.

 

12

Сочинение публицистического характера.

 

 

    О планируемом уровне подготовки учащихся 8 класса

    Учащиеся должны:

    знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

    Уметь

Содержание программы учебного курса

Введение (1 час)

Функции русского языка в современном мире.

Повторение изученного в 5 – 7 классах (8 часов +2)

    Система языка. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи ( сочинение по картине).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание и предложение (6 часов +1 )

    Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания. Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения.

    Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Развитие речи (описание памятника архитектуры)

Двусоставные предложения (11 часов + 1)

    Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

    Выражение именной части сказуемого. Развитие речи (сочинение-описание по упражнению). Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения (9 часов +5)

    Дополнение. Трудные случаи выражения дополнений. Определение. Развитие речи (изложение по упражнению). Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.     Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Развитие речи (понятие «риторика», написание рассказа об истории родного края).

Односоставные предложения(14 часов +4)

    Основные группы односоставных предложений. Предложения определенно-личные. Безличные предложения. Развитие речи (сочинение по картине). Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения. Развитие речи (изложение по упражнению). Понятие о неполных предложениях.

Предложения с однородными членами (11 часов+2)

    Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Развитие речи (рассуждение, сочинение по картине).

Предложения с обособленными и уточняющими членами (17 часов +6)

    Обособленные определения и приложения. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Особенности обособления приложений. Обособленные обстоятельства. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Развитие речи (изложение).

    Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. Развитие речи (применение публицистического стиля, диспут, изложение по упражнению).

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9 часов )

    Обращение и знаки препинания при нем. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Предложения с междометиями. Вставные конструкции.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (11+2 часов)

    Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. Способы передачи чужой речи в художественном произведении. Развитие речи (изложение по упражнению, сравнительная характеристика героев).

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (14 часов+4)

    Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения», «Обращение», «Водные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи». Сочинение публицистического характера, сжатое изложение.

    Резервный урок (1 час)

 

 Учебно-методическое обеспечение

  1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы М. Просвещение, 2010 г.

  2. Русский язык для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – М.: «Просвещение» 2003 год.

  3. Богданова Г. А. «Уроки русского языка в 8 классе».М, 2003г.

  4. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс». М. 2009 год.

  5. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 клас­сы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

  6. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.

  7. Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.

  8. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

  10. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.

  11. Диск «Уроки Кирилла и Мефодия в 8-9 классах.

Компьютер учителя в составе: Intel (R) Celeron (R) CPU 2.42 GHz, 2.42 ГГц, 256 Мб ОЗУ Maxtor 6Y040L0/40 Гб

Проектор BenQ MP622 DLP 1024*768, 2700 Lumen 2,5кг

Экран настен.-подпруж. Classic Solution MW 180*180

 

Литература для учащихся

  1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунк­туация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.

  4. Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.

  5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.

  6. Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреж­дений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.

Наверх

 

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

 

Пояснительная записка

 

    Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта, Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский), Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год, рассчитанной на 68 часов в год, предназначена для работы по учебнику «Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2008 г. Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

     Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

    Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Курс русского языка для 9класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

 

Цели обучения русскому языку

 

     Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

    В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

    Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

 Место предмета в учебном плане.

 

    Программа предназначена для работы по учебнику «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – М.: «Просвещение», 2008 г. и рассчитана на 105 часов (3урока в неделю)

 

Обоснование изменений, внесенных в авторскую программу.

 

    Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Б.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2010 г. рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что не соответствует учебному плану МКОУ Новокриушанская СОШ , где на изучение русского языка в 9 классе отведено 105 часов в год, 3 часа в неделю. По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов:

    «Сложносочиненные предложения» до 11часов, «Сложноподчиненные предложения» до 21часа, «Бессоюзные сложные предложения» до 9 часов, «Сложные предложения с различными видами связи» до 9 часов. Значительно увеличено количество часов на разделы «Повторение пройденного в 5-8 классах» до 11 часов, «Систематизация изученного в 9 классе» до 8часов.

    Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи.

    С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА — задание С1 и С2) 23 часа отведено на развитие речи.

 

График проведения письменных работ

 

1

Сжатое изложение

 

2

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5- 8 классах»

 

3

Изложение текста публицистического стиля.

 

4

Подготовка к сочинению-рассуждению (по материалам ГИА). Сочинение.

 

5

Контрольный диктант на тему «Сложносочиненное предл.»

 

6

Подготовка к контрольному сжатому изложению по материалам ГИА.Изложение.

 

7

Контрольный диктант на тему «СПП»

 

8

Сочинение на лингвистическую тему.

 

9

Контрольный диктант по теме «СПП»

 

10

Сжатое изложение (по материалам ГИА)

 

11

Сочинение на морально- этическую тему (по материалам ГИА)

 

12

Контрольный диктант по теме «БСП и сложные предложения с различными видами связи»

 

13

Контрольное сочинение-рассуждение по данному тексту (по материалам ГИА)

 

14

 Контрольное сжатое изложение

 

15

Контрольная работа по системе ГИА.

 

 

     О планируемом уровне подготовки учащихся

    В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

    знать

    уметь

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    Содержание программы учебного курса

    Международное значение русского языка (1 ч)

    Повторение пройденного в 5 - 8 классах (11 ч + 4 ч)

    Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

    Сложное предложение. Культура речи

    Сложные предложения

    Союзные предложения (5+2 ч)

    Сложносочиненные предложения (11ч + 3 ч)

    I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

    Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

    Авторское употребление знаков препинания.

    II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

    III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

    Сложноподчиненные предложения (21ч + 5 ч)

    I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

    Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

    Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

    Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

    II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

    III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

    Деловые документы (автобиография, заявление).

    Бессоюзные сложные предложения (9ч + 3 ч)

    I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

    II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

    III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

    Сложные предложения с различными видами связи (9ч + 3 ч)

    I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

    II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

    III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

    Общие сведения о языке (3 ч)

    Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

    Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

    Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

    Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (12ч + 3ч)

    Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

    Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

    Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

    Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

    Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

 

Учебно-методическое обеспечение программы

 

  1. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2010 г.

  2. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2008 г.

  3. Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» М. «ВАКО», 2008

  4. Н. В. Егорова «Контрольно- измерительные материалы, Русский язык: 9 класс. М. «ВАКО» 2011

  5. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

  6. Словари и энциклопедии по русскому языку

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Диск «Уроки Кирилла и Мефодия»

Наверх

 

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

 

 Пояснительная записка

 

    Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

    Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

    Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

    Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

    В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

    Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях

общения.

    Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

    Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

    Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

 

Учебно-тематический план.

 

    Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала

 

Содержание

Кол-во часов

Общие сведения о языке. Культура речи.

2

Понятие о системе языка Культура речи.

16

Речевое общение.

8

Функциональные разновидности языка

7

 

Содержание тем учебного курса.

 

Общие сведения о языке. Культура речи (2 часа)

    Русский язык в современном мире.

    Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Понятие о системе языка Культура речи. (16 часов)

    Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

    Текст и его место в системе языка и речи.

    Понятие о коммуникативной целесообразности, умеренности, точности, ясности, чистоте, логичности, выразительности речи.

    Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм. Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексические нормы. Орфографические нормы Грамматические нормы. Пунктуационные нормы.

    Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Нормативные словари и справочники современного русского языка.

    Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Речевое общение. (8 часов)

    Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

    Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.

    Развитие навыков монологической и диалогической речи.

    Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

    Информационная переработка текста.

    Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

    Функциональные разновидности языка (7 часов)

    Разговорная речь, сфера её использования, назначение

    Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения

    Совершенствование культуры разговорной речи

    Речевая деятельность героев литературных произведений - образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп.

    Культура письменной и устной речи. Культура разговорной речи.

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.

 

    В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

    уметь:

    информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

    создание устного и письменного речевого высказывания:

    анализ текста и языковых единиц:

    соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

    Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др. На изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов, т.е 1 час в неделю.

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся

  1. Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

  2. Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М,2002.

  4. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

  5. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

  6. Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

  7. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

  8. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.

Для учителя

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  2. Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

  3. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1994.

  4. Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

  5. Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: 00 ТИД «Русское слово PC», 2004.

  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

  7. Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

  8. Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - PC», 2003.

  9. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  4. Образовательный комплекс «1C: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

  6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.

  7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

  8. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  9. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5-11 классы.

Наверх

 

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

 

 Пояснительная записка

 

    Данная рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 11 класса, учитывает требования Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и реализуется на основе следующих документов:

  1. авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). М. Просвещение. 2011 год;

  2. учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

    Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, в связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется официально - деловому, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь.
     Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по синтаксису, лексике, фразеологии, грамматике (это особенно необходимо в настоящее время, так как по окончании 11 класса выпускники должны сдавать обязательный ЕГЭ); дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, а также закрепление и расширение знаний об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

     На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция
 – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

     Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 

Цели и задачи обучения русскому языку:

 

    воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

     дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

     овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

     применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

     В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

     дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

     закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

     закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

     совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

     обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

     развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

 

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование

 

    Авторская программа А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, Н. А. Николина по русскому языку в 10- 11 классах включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. Также в авторской программе отмечается, что разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая это, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса, поэтому таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:

 

Содержание

Часов в авторской программе

Часов в рабочей программе

Официально-деловой стиль речи

4

3

Синтаксис и пунктуация

6

10

Публицистический стиль

6

7

Разговорная речь

4

3

Язык художественной литературы

6

5

Общие сведения о языке

4

1

Повторение

4

4

 

    Эта разница объясняется тем, что выпускникам приходится сдавать ЕГЭ по русскому языку, поэтому большее количество часов отведено на изучение и повторение синтаксиса и пунктуации

Количество учебных часов

 Программа рассчитана на 34 учебных часа.

 График проведения контрольных и проверочных письменных работ

 

Тема

Дата

1

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения»

 

2

Контрольная работа по теме «Простое предложение»

 

3

Контрольный диктант по теме « Сложное предложение»

 

4

Контрольный диктант на теме «Сложное предложение с разными видами связи»

 

5

Сочинение по тексту публицистического стиля.

 

6

Сочинение по тексту художественного стиля.

 

7

Анализ текста. Сочинение по данному тексту.

 

 

О планируемом уровне подготовки выпускников

    В результате изучения русского языка ученик должен

    знать/понимать

    связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

    уметь

    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

    аудирование и чтение

    использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    говорение и письмо

    создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание изучаемого курса

    Общие сведения о языке.(1 ч) Русский язык в современном мире. Взаимосвязь человека и культуры. Особенности русского речевого этикета. Основные нормы современного литературного произношения. Нормы ударения.

Функциональные разновидности языка.

Публицистический стиль речи (7 ч)

     Текст, его строение. Типы текста. Особенности публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности; используемые в нем средства эмоциональной выразительности. Сферы использования публицистического стиля, назначение. Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, статья, корреспонденция, рецензия, очерк. Культура публичной речи. Композиция публичного выступления. Доклад. Дискуссия. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, ситуации и сферы общения. Анализ текста публицистического стиля с написанием сочинения.

Официально – деловой стиль.(3ч)

     Официально – деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально – делового стиля: точноть, неличный характер, стандартизованность, стереотипность построения текстов. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально – делового стиля. Формы деловых документов. Структура официально – деловых текстов разных жанров. Анализ текстов официально – делового стиля. Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, объявления.

Язык художественной литературы. (5ч)

    Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

    Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

    Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

    Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Разговорный стиль. (3ч) Культура разговорной речи.

Синтаксис и пунктуация (10 ч)

    Обобщающее повторение синтаксиса. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Обособленные члены предложения и пунктуация при них. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общениии. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

    Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

    Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Повторение (4)

 

    Учебно – методическое обеспечение программы

для учителя

  1. Программа по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательной школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.

  2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 2011 год.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002

  4. Золотарева И. В., Дмитриева Л. И. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс.М. 2004.

  5. Загоровская О. В., Григоренко О. В..Русский язык в 3 частях. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. Воронеж. 2004г.

  6. Г. Т. Егораева. Единый государственный экзамен. Практикум. М. 2011 год. «Экзамен»

  7. Г. Т. Егораева, С. Ю. Иванова. Под редакцией Л. И. Пучковой. М., 2010 год. «Экзамен»

  8. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Александров ВН, Александрова ОИ, Соловьёва ТВ. Единый Государственный экзамен. Русский язык. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения.- Челябинск, : Взгляд, 2008 г.

  10. Разные типы словарей.

Компьютер учителя в составе: Intel (R) Celeron (R) CPU 2.42 GHz, 2.42 ГГц, 256 Мб ОЗУ Maxtor 6Y040L0/40 Гб

Проектор BenQ MP622 DLP 1024*768, 2700 Lumen 2,5кг

Экран настен.-подпруж. Classic Solution MW 180*180

Для учащихся

  1. Загоровская О. В., Григоренко О. В..Русский язык в 3 частях. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. Воронеж. 2004г.

  2. Г. Т. Егораева. Единый государственный экзамен. Практикум. М. 2011 год. «Экзамен»

  3. Г. Т. Егораева, С. Ю. Иванова. Под редакцией Л. И. Пучковой. М., 2010 год. «Экзамен»

  4. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Александров ВН, Александрова ОИ, Соловьёва ТВ. Единый Государственный экзамен. Русский язык. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения.- Челябинск, : Взгляд, 2008 г.

  6. Разные типы словарей.

Наверх

Назад