На страницу педколлектива

Дорошенко Екатерина Александровна

 

 

 

Мне звезда упала на ладошку,

И спросила я: «Откуда ты?»

«Указать хочу тебе дорожку,

По которой вместе нам идти,-

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел,-

Не смотрите, что невелика я,

Я умею делать много дел …»

 

Никогда не задумывалась, почему стала учителем и только сейчас, готовясь к конкурсу и вспомнив малоизвестную песню о звёздочке, я поняла, что это произошло не случайно.

Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моим учителем изобразительного искусства и технологии Бумагиной Ларисой Николаевной. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Она, как огромная, пылающая ярким огнём звезда, «горела» сама и «зажигала» других. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд моего учителя как тёплый лучик солнца, подбадривал, согревал и как бы говорил: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!» Как мне тогда хотелось быть хоть чуть-чуть похожей на неё. Вот так сама, того не зная, Лариса Николаевна, направила меня по пути, ведущему к профессии педагога.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны  мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда звездой прекрасной стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

Я понимаю, что вся наша жизнь состоит из выбора. Каждый учитель имеет право выбрать, каким ему быть!

Ремесленником, который по готовым размерам и образцу, вытачивает деталь - ученика, или астрономом, открывающим новую звёздочку. Считать результат в обучении главным критерием оценки своей деятельности, или помочь в раскрытии заложенного в каждом ребёнке потенциала и в обретении им собственного «я». Подтверждать своё превосходство над учеником или положить в основу общения равенство. Принуждать и подавлять или побуждать и уважать. Быть укротителем или Учителем!

Я выбрала всё, что после «или». Думаю, что сделала правильный выбор. Осуществлять всё это мне во многом помогает развивающая система «Школа России.

И вот он, мой «первый»  первый класс…

Я стою, полная надежд и тревог, смотрю на своих учеников. Какие красивые дети, сколько улыбок! Они ещё не знают меня, но уже посылают очаровательный свет - свет своей чистой, маленькой детской души, смотрят на меня доверчивыми глазами. Мои дети, как маленькие звёздочки. Одни ярко горят-жаждут знаний, другие едва мерцают - тревожатся, переживают.

Моя задача: «зажечь» их так, чтобы все они ярко и уверенно сияли, даря окружающим свет, тепло, радость.

Мы смотрим друг другу в глаза и понимаем, что первый контакт состоялся:

«Я люблю вас, дети, я помогу вам, я подарю вам частичку своей души, а вы? Вы поможете мне?»

Как говорил, научный руководитель программы «Школа России», Андрей Анатольевич Плешаков, что никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учеником. И мне очень близка его позиция.

Решая проблемную ситуацию на уроке, я стараюсь выслушать мнения всех учеников. Они спорят, доказывают, фантазируют, вовлекают в обсуждение всё новых и новых участников. Никто не остаётся равнодушным, даже те, кто молча сидел и с интересом наблюдал за происходящим. И вот все суждения выслушаны, спор закончен. Мои дети замолкают и вопросительно смотрят на меня: «А как же будет правильно, Екатерина Александровна?» Мы принимаем все версии и начинаем доказывать или отвергать каждую. Иногда для этого нужно проделать опыт, провести эксперимент, смоделировать ситуацию, сходить в библиотеку, чтобы посмотреть нужную литературу. Дети загораются и с интересом «докапываются» до сути. Не остаются безучастными и родители, ведь нередко приходится прибегать и к их помощи. Такие уроки требуют огромного количества времени, но они и запоминаются лучше, заставляют детей мыслить, творить, преобразовывать, развивают, учат общаться друг с другом. И я искренне радуюсь. Это мои дети! Они заискрились, засветились, смогли разрешить проблему, совершили свое «открытие», и  каждый внёс посильный вклад в понимание истины,  и продвинулся на одну ступеньку вперёд в познании, даже самый слабый.

Шаг за шагом, год за годом мы с интересом «открываем» друг друга. Мои маленькие «звёздочки» становятся умнее, сильнее, увереннее в себе. Уже свет и тепло своей души они дарят не только мне, но и друг другу. Они идут дальше, освещая окружающих своим тёплым, добрым сиянием. Ни один смотр художественной самодеятельности в нашем селе не проходит без участия моих детей. Быстроту ума, ловкость и находчивость мои дети демонстрируют на олимпиадах. Я наблюдаю за каждым из них, искренне радуюсь, горжусь и переживаю, ведь в них есть частичка моей души.

Мои дети, вы растёте, каждый из вас талантлив! Летите мои маленькие звёздочки, дарите радость людям. Идите дальше своего учителя. Я же остаюсь, чтобы продолжить свой путь: «…через тернии к звёздам!»

 
 

Главная страница

Аналитическая записка

Методическая копилка

Фотогалерея