ПРИНЯТО на педагогическом совете № 3 от 13 января 2012 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Новокриушанская СОШ _________________Пономарев А.В. Пр. № 3 от 13 января 2012 года |
ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗОТМЕТОЧНОМ ОБУЧЕНИИ
в начальных классах
МКОУ Новокриушанская СОШ
1. Общие положения
1.1. Данное положение составлено на основании Закона РФ «Об образовании», ФГОС НОО, Устава школы, Основной образовательной программы НОО и регламентирует содержание, формы, порядок и периодичность промежуточного оценивания учебных достижений школьников, обучающихся в начальной школе, без применения 5-бальной системы как формы количественного выражения учебных результатов.
1.2. Безотметочное обучение направлено на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
1.3. При безотметочном обучении контроль и оценка должны отражать, прежде всего качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.
1.4. Основными принципами безотметочного обучения являются:
Приоритет самооценки.
Учительской оценке должна предшествовать самооценка ученика.
Критериальность
Учитель обеспечивает такие педагогические условия, при которых самооценка ученика постепенно дифференцируется, т.е. представляется ребёнку как сумма многих умений. Оценка в каждом конкретном случае проводится на основе выработанных совместно с детьми предельно чётких и однозначных критериев.
Вариативность
Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, многообразие, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей всестороннее видение способностей учащихся
(коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами.
Личностная направленность
В процессе оценки фиксируется личностный рост ребёнка, оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнение учащихся друг с другом.
Здоровьесбережение
Контроль и оценка должны проводиться в естественных для ребёнка условиях познавательной деятельности, исключающих деструктивный стресс и эмоциональную тревожность.
1.5. Основными видами контроля в системе развивающего обучения являются:
стартовый контроль (в начале учебного года) – диагностика исходного уровня обученности и развития учащихся;
прогностическая оценка (перед контрольными видами деятельности) – оценка собственной готовности выполнять определённые учебные действия до начала их реального выполнения;
пооперационный контроль – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав учебного действия;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактического результата и выполненных операций с образцом;
рефлексивная оценка – оценка выполненного действия, опирающаяся на понимание принципов его построения;
итоговый контроль – определение уровня сформированности предметных знаний и умений и надпредметных способностей на рубежных этапах образовательного процесса (четверть, полугодие, год).
1.6. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а также сознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного образования.
2. Контроль и оценка развития учащихся в системе развивающего обучения
2.1. Основными показателями развития учащихся являются:
сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;
учебно-познавательный интерес;
основы умения учить себя самостоятельно;
способности к рефлексии как основы теоретического мышления;
самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.
2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного гола к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.
2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе итоговых проверочных работ, проводимых в конце учебного года.
3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения.
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
«портфель» ученика;
публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
3.2.1. Стартовая работа (проводится в начале сентября) призвана определить актуальный уровень знаний учащегося, необходимый для продолжения обучения, что позволяет организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также наметить зону ближайшего развития ученика в предметном содержании. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в оценочном листе ученика, учащимися в оценочных листах.
3.2.2. Тестовая диагностическая работа (на входе и на выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимися в рамках данной учебной задачи.
3.2.3. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в оценочные листы.
3.2.4. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает в себя все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только предметных знаний, но и надпредметных умений, характеризующих развивающий эффект обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты работы фиксируются в оценочных листах.
3.2.5. «Портфель» ученика
Учебный «портфель» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор, анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
3.2.6. Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) всё, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
4. Ведение документации
Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя.
4.1.2.а. Классный журнал заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются, а усвоение знаний и умений оценивается качественной оценкой: «хорошо», «отлично», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые корректируются по мере усвоения учащимися темы.
4.1.2.б. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются качественной оценкой знаний.
4.1.2.в. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
самый высокий уровень – 85-100%
высокий уровень – 70-84%
средний уровень – 50-69%
ниже среднего – 30-49%
низкий уровень – менее 30%
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфеля» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (предъявления) результатов обучения за год.
4.1.3. Количественная характеристика знаний, умений и навыков отражается в итоговом оценочном листе только с третьего класса. В 1-2–х классах используется содержательная качественная характеристика достижений и трудностей учащихся.
4.1.4. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:
динамику развития учащихся за учебный период;
уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);
процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);
уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);
сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала);
выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.
4.1.5. При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик), соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители:
Качество усвоения предмета, % |
Отметка в пятибалльной системе |
85-100 |
«5» |
65-84 |
«4» |
40-64 |
«3» |
Менее 40 |
«2» |
Учащийся:
4.2.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только по предъявлению учащегося.
4.2.2. Для отслеживания динамики учения и обучения учащегося должны иметь специальные папки, в которые собираются все работы учащегося за определённый период обучения, листы учёта достижений учащегося.
4.2.3. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года используются тетради для контрольных работ. Данные тетради создаются на весь период обучения в начальной школе. В них отражаются тексты и результаты всех стартовых, промежуточных и итоговых работ.
Администрация:
4.3.1. В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все необходимые материалы учителей, учащихся и психолога для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе.
4.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе классифицирует по классам, по отдельным учащимся, используя информационные технологии с целью определения динамики в образовании учащихся от 1-го к 4-му классу.
4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.
5. Права и обязанности сторон
5.1. Права и обязанности учащихся
5.1.1. Учащиеся имеют право:
на собственную оценку своих достижений и трудностей;
сам назначить критерий оценивания своей работы;
на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;
на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и оценку навыковой стороны обучения;
представить результаты своей деятельности в форме «портфеля» своих достижений и публично их защитить;
на ошибку и время на её ликвидации;
отказаться от выполнения домашнего задания, если оно не вызывает у него интереса или по каким-то причинам он затрудняется с его выполнением.
5.1.2. Учащиеся обязаны:
по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
овладеть способами оценивания, принятыми в конкретной школе.
5.2. Права и обязанности учителя
5.2.1. Учитель имеет право:
иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;
оценивать работу учащихся только по их запросу. Оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;
оценивать учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений;
оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев данной работы.
5.2.2. Учитель обязан:
соблюдать правила оценочной безопасности;
работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;
оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
вести учёт продвижения учащихся не только в знаниях, умениях и навыках, но и в развитии учащихся;
доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
5.3. Повторное обучение на I ступени развивающего обучения не допускается. Решение об оставлении ученика на повторное обучение может быть принято педагогическим советом школы в случае длительной болезни или при наличии серьёзных трудностей в усвоении программного материала, обусловленных отклонениями в развитии ученика, по мотивированному заключению ПМПК с письменного согласия родителей.
5.4. Права и обязанности родителей.
5.4.1. Родитель имеет право:
знать о принципах и способах оценивания в школе;
на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребёнка;
на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребёнка.
5.4.2. Родитель обязан:
соблюдать правила оценочной безопасности и основные положения безотметочного обучения;
информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребёнка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идёт просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
6. Ответственность сторон.
6.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы – становление учебной самостоятельности (умение учиться) у младших школьников.
6.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном уставом школы порядком.
6.3. Нарушение правил оценочной безопасности являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.
6.4. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного Положения, они имеют право перевести своего ребёнка в другую школу.