Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 11 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Пояснительная записка
Тематическое планирование преподавания истории России в 8-мом классе составлено на основе:
федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования («Вестник образования» 2004 г.),
Примерной программой Основного общего образования по истории (2004г.), www.idppo.uu.ru
программой по истории для 8 кл. (см. «Программа по истории для 5-9 классов./ Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории /Сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Дрофа, 2001»).
авторская программа по истории России 6-9 классы/Сост. А.А. Данилов – М. «Просвещение», 2005 год.
Кол-во часов: 40 часов
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России» 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 2010 год
Рабочая тетрадь: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь к учебнику «История России XIX век» – М., «Просвещение», 2005.
ЦОР, ЭУП
ЦОР «История государства и народов России» 8 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
ЭУП «История России XIX век»/ Т.С. Антонова, А.А. Левандовский – М., Мультимедиа-издательство «Клио Софт», 2008
Методические пособия:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX век» – М., «Просвещение», 2003.
Цели и задачи курса:
воспитание патриотизма, уважения к истории традициям нашей родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтичном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. Толерантно отношения к представителям других народов и стран.
Знания и умения:
Хронологические знания и умения:
Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание фактов:
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Работа с источниками:
Читать историческую кату с опорой на легенду;
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Навыки описания (реконструкции):
Рассказывать (устно или письменно) об историч. событиях, их участниках;
Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные историч. эпохи;
На основе текста и иллюстраций учебника, допол. литературы, макета и т.д. составлять описание историч. объектов, памятников.
Умение анализировать, объяснять:
Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
Называть характерные существенные черты историч. событий и явлений;
Группировать (классифицировать) историч. события и явления по указанному признаку;
Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
Объяснять в чем состояли мотивы, цели, результаты деятельности отдельных людей в истории.
Знать версии, оценки:
Приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;
Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Рабочая программа по истории 9 класс
Пояснительная записка
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».
Цель изучения курса:
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Общие задачи изучения курса:
усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества;
воспитание патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;
формирование умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.
Рабочая программа интегрированного курса отечественной и всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2007) и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2007). Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
В учебной программе используется следующий УМК:
А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX – начало XXI в. 9 класс» / - М: Просвещение, 2010;
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2009
Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Дани лов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2001;
С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-началоXXI века: 9-й класс: к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта «История России: XX – начало XXI в. 9 класс» - М.: «Экзамен», 2007
Данилов А. А. История России. XX век – начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся .
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX – начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX – начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические со бытия и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Информационно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя
А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс» / - М: Просвещение, 2010;
О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2009
Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Дани лов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2001;
О.В.Арсланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. (XX- начало XXI века) : 9 класс.- М.: «Вако»,2005.
С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-началоXXI века: 9-й класс: к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта «История России: XX - начало XXI в. 9 класс» - М.: «Экзамен», 2007
Данилов, А. А. История России. XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2009.
Соловьев К. А. Универсальные поурочные разроботки по новейшей истории зарубежных стран: XX век - начало XXI в. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Список литературы
Аксенов Г. Вернадский. — М., 2010.
Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М., 2010.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. — М., 2009.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы. — М., 2009.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-ХХ вв. — М., 2009.
Андриянов В. Косыгин. — М., 2004.
Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.
Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. — М., 2005.
Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. — СПб., 1998.
Боханов А. Н. Николай II. — М., 2008.
Буббайер Ф. Совесть, диссидентство и реформы в Советской России. — М., 2010.
Буйновский Э. Повседневная жизнь первых российских ракетчиков и космонавтов. — М., 2005.
Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М., 2010.
Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М. 1998—1999.
Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.
Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.
Гимпельсон Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. — М., 2004.
Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. — М., 2009.
ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.
Дайнес В. Жуков. — М., 2010.
История государства Российского: Жизнеописания. XX век. Кн. 1-4. — М., 1999-2001.
Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.
Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. — М., 2001.
Козлов В. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. — М., 2010.
Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.
Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.
Медведев Р. Андропов. — М., 2007.
Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.
Пайпс Р. Русская революция. Кн. 1-3. — М., 2005.
Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. — М., 1996.
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. — М., 2001.
Прибытков В. Черненко. — М., 2009.
Рыбас С. Столыпин. — М., 2009.
Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001. — М., 2001.
Таубман У. Хрущев. — М., 2008.
Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2001.
Рабочая программа по истории 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по истории, разработанному Министерством образования РФ.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории (А.А. Данилов Л. Г. Косулина Программа курса «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» 10 класс. М.: Просвещение, 2009. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Составлена из расчета 68 часов на изучение курса истории России и мира в 10 классе, 2 часа в неделю.
Структура программы соответствует структуре учебника «История России и мира. Древность. Средневековье. Новое время» авторов А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта (издательство «Просвещение», 2010 г.)
Цель программы:
Курс:
ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;
учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10-11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира»;
завершает (вместе с курсом истории России и мира в XX в. 11 класса) вертикальную линию учебников по истории России для 6-9 классов.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.
Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию отечественной истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно –следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.
На первый план выдвигается компетентностный подход, общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задача программы: показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Содержание учебного материала.
Введение в историю
Тема 1. Исторический процесс и историческая наука
Введение. Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.
Особенности социального познания. Социальное познание и социальная наука. Историческое событие исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки. Смысл истории.
Тема 2. Первобытность. Цивилизации древнего мира
Предцивилизационная стадия истории человечества. Научные представления о формировании человека современного типа. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Неолитическая революция и ее историческое значение.
Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций.
Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. Античный полис: расцвет и кризис. Эллинизм. Римская империя.
Древнейшая история нашей родины. Древние люди на территории нашей страны. Греческая цивилизация причерноморья. Восточные славяне. Норманны-варяги-русь.
Духоный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представление об осевом времени. Формирование мировых религий. Формирование научного мышления в древности.
Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Художественные ценности древних цивилизаций.
Россия и мир в эпоху средневековья
Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к средневековью. Феод. Община. Город в средневековом обществе. Город и церковь. Европейское общество в XIV-XV вв.
Византийская империя. Особенности территориальной и этнической культуры. Роль государства в византийской истории. Православная церковь в византийском обществе.
Особенности российского средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
Древнерусское государство и общество. Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX-X вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.
Формирование различных социально-культурных моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество.
Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV-XVII вв. Характер Московского государства во второй половине XV-начале XVI века Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
Социально-экономическое развитие России. Характер землевладения. Структура землевладельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства.
Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Восточное направление внешней политики Московского государства.
Человек в древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.
Россия и мир в раннее новое время
Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в Новое время. Мануфактурный капитализм. Возрождение. Реформация. Великая научная революция. Европа в XVIII веке.
Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв. Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
Европейские государства в XVI-XVII. Формирование абсолютизма. Просвещенный абсолютизм.
Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.
Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв. Социальная политика властей. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движения старообрядцев. Национальные движения.
Церковь, общество, государство в России в XVII_XVIII вв. Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональны е отношения.
Россия – великая европейская держава. Изменение места и роли России в европейской политике в XVI_XVII вв. Западное направление внешней политики России. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Россия – великая мировая держава.
Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества.
Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII-XIX в. Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке – Американская революция конца XVIII вв. Великая Французская революция конца XVIII века. Великая французская революция конца XVIII века. Реформы и модернизация.
Рождение современных идеологий. Век просвещения. Либерализм и консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии.
Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографичские процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации в социальной структуре в пореформенный период. Россия в системе мировой экономике.
Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия. Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. Эволюция власти. Формирование государственной идеологии. Либеральные идеологические доктрины о судьбах России. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты.
Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек и жилище. Человек и движение.
Требования к уровню подготовки обучающихся по истории в 10 классе
В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:
Знать, понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения; этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся:
1. Знание фактов, событий, имен, названий, терминов.
Основные виды вопросов и заданий:
на указание (выбор предложенного перечня) фактов, имен и т. д.; на идентификацию (узнавание) фактов;
на объяснение исторических названий, терминов.
2. Описание событий, явлений
Основные виды вопросов и заданий предполагают:
рассказ о событии, человеке, движении и т. д.;
описание облика людей, исторических объектов и т. д.;
рассказ о представлениях, мыслях, идеях людей.
3. Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов.
Основные виды вопросов и заданий:
на определение принадлежности исторического факта, имени и т. д.;
на указание (отбор) ряда фактов, представляющих процесс, явление;
на анализ, обобщение фактов и определение стоящего за ними процесса;
на раскрытие проявлений процессов в конкретных фактах, ситуациях.
4. Выявление причинно- следственных связей, взаимосвязанности исторических событий.
Основные виды вопросов и заданий предполагают:
указание (выявление) причин и следствий исторических событий (сравнение по горизонтали и вертикали);
определение иерархии, классификацию причин событий;
определение причин событий по их следствиям и следствий - по причинам.
5. Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов.
Основные виды вопросов и заданий:
на выявление направленности событий;
на прослеживание противоречий, разных тенденций в разных событиях;
на характеристику альтернатив, развития отдельных ситуаций, объединение того, почему события сложились именно таким, а не иным образом (при этом присутствуют элементы анализа причинно - следственных связей).
6. Сравнение исторических событий, ситуаций, явлений и т. д. Вопросы и задания предполагают:
выявление общего и различного в сравнительных объектах;
раскрытие своеобразия событий, явлений в их исторической обусловленности;
суждения (умозаключения) по аналогии;
сопоставление и противопоставление событий по заданным признакам;
выделение и обоснование линий, критериев сравнения.
7. Определение сущности, характера, принадлежности событий, явлений, понятий, их типология.
Вопросы и задания предполагают:
выявление характерных черт событий, процессов;
определение сущности событий, явлений, процессов;
раскрытие типичности событий, явления, принадлежности его к группе сходных событий и т. д.;
составление типологических разрядов.
8. Оценка событий, поступков и деятельности людей, обоснование своего отношения.
Основные виды вопросов и заданий:
на изложение представленных в учебной литературе оценок событий (в том числе отличающихся друг от друга, противоположных);
на сопоставительное рассмотрение различных оценок, разъяснение лежащих в их основе подходов;
на понимание и раскрытие мотивов и критериев оценок, ценностных подходов людей в различные эпохи истории и к самой истории;
на выбор оценки из числа предложенных;
на обоснование, аргументацию своей позиции, оценки.
Перечень учебно-методического обеспечения
Поурочные разработки по истории базовый уровень А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М.: «Просвещение», 2010;
История России Методическое обеспечение уроков лекции, опорные конспекты, тесты, схемы 10 класс. Н. С. Кочетов, В.: «Учитель», 2008;
Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век В. Я. Румянцев М.: «Аркти», 2002
Отечественная история в схемах и таблицах В. В. Кириллов, М.: «Эксмо», 2007
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт «Россия и мир. Древность, средневековье, Новое время». М.: «Просвещение», 2010 г.
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Г. А. Миндрина Россия и мир Древность, средневековье, Новое время. Методические рекомендации. 10 класс. М.: «Просвещение», 2006 г.
Рабочая программа по истории 11 класс
Пояснительная записка
Программа базового уровня составлена из расчета 70 ч на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 11 классе средних школ различных типов. Структура программы соответствует структуре учебника «Россия и мир в XX веке» Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Курс:
ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;
учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10-11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «Россия и мир»;
завершает вертикальную линию учебников по истории России для 6—9 классов и истории России и мира для 10 класса.
Авторы стремились обеспечить наилучшие возможности для его реализации в учебном процессе; пытались предложить свои подходы к решению сложных, не имеющих общепризнанных ответов проблем, встающих в связи с необходимостью «вписать» учебный курс в сложившуюся в 1990-е гг. концентрическую структуру школьного исторического образования. (В скобках отметим, что концентрическая структура курса истории в основной и средней школе не представляется авторам оптимальной с точки зрения реализации целей и задач обучения истории, условий реализации межпредметных связей, учета психолого-педагогических закономерностей познания истории школьниками.)
Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико-методологических основах исторического процесса, об особенностях научного познания истории.
В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блоков:
обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;
важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;
процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи с всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;
историческое наследие эпохи, ее значение для современного этапа развития человечества;
человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.
ПРОГРАММА
Раздел I. Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914 гг.) (18 ч.)
Введение в историю XX в. Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в XX в.
Мир в начале века. Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации.
Страны Европы и США в 1900-1914 гг. Достижения и проблемы индустриального развития. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Социальные реформы. Национальный вопрос.
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия. Противоречия российской индустриализации. Особенности развития сельского хозяйства. Ограничения свободной купли-продажи земли. Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности.
Город и деревня России в процессе модернизации. Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства.
Право и традиции в российской политической системе начала XX в. Этапы формирования правового государства. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиция.
Противоречия формирования гражданского общества в России. Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации. Организации промышленников. Женское движение. Периодическая печать.
Панорама российского оппозиционного движения начала XX в. Рост оппозиционных настроений. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы.
Национальный фактор российской модернизации. Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традиционные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский вопрос. Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Национальные движения в России и их организации.
Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. Кровавое воскресенье и его последствия. Становление конституционной монархии в России. Особенности российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский вопрос в Думе. Армия в революции. Социальные итоги революции.
Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905-1907 гг.
Столыпинская программа модернизации России. Аграрная реформа. Административная реформа. Школьная реформа. Перемены в национальной политике.
Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории. Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911-1913 гг. в Китае. Проблемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Раздел II. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России. (1914 г. – начало 1920-х гг.) (11 ч.)
Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество.
Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономическая система России в годы войны. Война и российское общество. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны.
Февральская революция 1917 г. в России и возможные альтернативы развития страны.
Октябрь 1917 г. в России. Причины победы большевиков. Дискуссии о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств.
Российское общество между красными и белыми. Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской войне. Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны.
Конституция РСФСР 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия.
Окончание мировой войны и образование новых государств в Европе. Революционные процессы 1918-1923 гг. в Европе. Версальско-Вашингтонская система и ее противоречия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х гг.
Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е ггXX в. (8 ч)
Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Фашизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Западные демократии в условиях нарастания кризисных явлений в экономике и политическом развитии.
Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма. Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве.
СССР на путях форсированной модернизации. Необходимость индустриальной модернизации. Технология сталинской модернизации. Результаты и последствия форсированной модернизации. Дискуссии о сущности социально-экономической и политической системы СССР в 30-е гг.
Национальная политика СССР в 20-30-е гг. XX в. Политика «коренизации». Развитие национальных языков и культуры. Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Выравнивание экономического уровня национальных окраин.
Страны Азии. Турецкая модернизация. Революция в Монголии. Гражданская война в Китае. Освободительное движение в Индии.
Особенности развития культуры. Модернизм. Культура в массовом обществе. Тоталитаризм и культура.
Международные отношения. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности.
Раздел IV. Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) (8 ч)
Истоки второй мировой войны. Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Усиление роли государства в экономике европейских стран. Военно-политические планы агрессоров.
Крупнейшие военные операции второй мировой войны. «Европейский» фронт в 1939-1941 гг. Советский фронт в войне. Азиатско-Тихоокеанский регион в войне. Африканский фронт. Второй фронт в Европе.
Экономические системы в годы войны. Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Американская экономика в 1939-1945 гг. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Принудительный труд. Людские и материальные потери в войне.
Власть и общество в годы войны. Немецкий оккупационный режим. Холокост. Германский «фронт на родине». Власть и общество в СССР в годы войны. Антагонизмы в воюющем обществе. Западные демократии в годы войны.
Человек на войне. Герои фронта. Герои тыла. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. Военнопленные. Коллаборационисты. Массовый героизм.
Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны. Наука. Образование. Художественная культура. Мастера культуры – фронту.
Раздел V. Мир во второй половине XX в. От индустриального общества к информационному (21 ч)
Послевоенный мир. Изменения на карте мира. Двухполюсный мир. «Холодная война». Крушение колониальной системы.
Особенности экономического, политического, социального развития ведущих мировых держав. Научно-технический прогресс.
США в 1945-2000 гг.: становление сверхдержавы.
Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой Европы.
Послевоенный СССР: альтернативы развития. Советская экономика в 1953-1991 гг. Советская политическая система в 1953-1991 гг. Советская федерация в 1953-1991 гг. Духовный мир и повседневный быт советского человека.
Страны Восточной Европы в 1945-1990 гг.
Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации.
Страны Латинской Америки: противоречия и варианты модернизации.
Международные отношения во второй половине XX в. «Холодная война». Военно-стратегический паритет Запада и Востока. Разрядка международной напряженности. Перемены 80-90-х гг. XX в.
Эволюция советской внешней политики в 1953-1991 гг.
Социально-экономические и политические реформы 90-х гг. в России.
Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса.
Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг.
Россия и глобальные проблемы современного мира (1 ч) Резерв (2 ч)