Рабочая программа курса Основы православной культуры
Рабочая программа курса Основы православной культуры 4 класс
Рабочая программа курса Основы православной культуры 5 класс
Рабочая программа курса Основы православной культуры 6 класс
Рабочая программа курса Основы православной культуры 7 класс
Рабочая программа курса Основы православной культуры 8 класс
Пояснительная записка курса
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования № 375 от 27.12.2001года. Документы 5-8 разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном
Актуальность проблемы духовно-нравственного просвещения.
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием.
Особую важность в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.
Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования культуросообразной личности.
Но Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствообразующая религия. Огромнейшее же число современных деструктивных сект, стремящихся обосноваться в учебных заведениях, разрушает государственность и деформирует сознание учащихся. Чтобы привить детям иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной духовностью.
Современная педагогика зажата в тисках технократизма и информационного инструментализма. Поэтому существует острая потребность в разработке «технологии духовности», когда запускаются в рабочий обиход не просто средства и инструментарий (часто не дающие результата), а содержательная духовная пища, на которую проявляется повышенный спрос, отличающаяся трезвым взглядом, умеющим выходить на личность с ее внутренним миром, неповторимостью.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Национальная доктрина образования;
Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Решение расширенного заседания правления ассоциации «Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Основные направления работы по духовно-нравственному просвещению.
Работа с детьми и подростками.
Работа с семьей, родителями.
Работа с педагогами.
Работа с детьми и подростками охватывает все типы образовательных учреждений: от дошкольных до учреждений начального профессионального образования. Она предполагает разнообразные формы, а именно:
введение знаний по духовно-нравственной проблематике в преподавание традиционных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарной направленности (истории, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки);
введение факультативов духовно-нравственной направленности;
организацию внеклассной воспитательной работы в образовательных учреждениях на принципах духовно-нравственного просвещения (подготовка к праздникам Рождества Христова и Пасхи; работа кружков духовно-нравственной направленности и т. д.).
Формы работы с семьей и родителями: тематические родительские собрания, городской родительский семинар, привлечение родителей к паломническим поездкам по святым местам родного края, организация соответствующих передач на радио и ТВ.
Работа с педагогами:
педагогические советы по вопросам духовно-нравственного воспитания;
курсы при ВОИПКиПРО для учителей, ведущих работу по духовно-нравственному просвещению;
епархиальные двухгодичные курсы для педагогов;
проведение ежегодных педагогических конференций по данной тематике;
проведение областных, городских и районных семинаров для педагогов;
организация открытых уроков с последующим обсуждением;
ведение постоянной рубрики в газете «Вестник просвещения»«Духовно-нравственное воспитание»;
организация консультаций для педагогов при Центре духовно-нравственного образования и воспитания ВОИПКиПРО;
организация методической помощи в вопросах духовного воспитания на базе районных и городских информационно-методических центров.
Механизм реализации программы.
Вопросы организации духовно-нравственного просвещения в образовательных учреждениях области решаются совместно Главным управлением образования и епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации на основе действующего между ними договора (дата) с соблюдением всех законодательных актов РФ.
Исполнительный орган – постоянно действующая Комиссия Главного управления образования, епархиального Отдела религиозного образования и ВОИПКиПРО.
Для разработки теоретических основ, учебных программ и организации методического обеспечения, сбора и обобщения имеющегося опыта создается Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) при ВОИПКиПРО – «Лаборатория по духовно-нравственному просвещению» из представителей Главного управления образования, епархии, ученых, педагогов-практиков.
Для комплексного апробирования программ по духовно-нравственному просвещению необходимо развернуть сеть экспериментальных площадок во всех типах учебных заведений. Особенное внимание следует уделить интернатам как общеобразовательным учреждениям, имеющим свою специфику в проведении воспитательной работы.
Для развития работы по реализации программы необходимо поднять престиж педагогов, работающих в этом направлении, с помощью системы поощрений: моральных (грамоты, конкурсы) и материальных (книги, экскурсионные поездки, призы и т. д.).
Принципы работы по реализации программы.
Вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве светской системы образования и Русской Православной Церкви.
Во избежание проникновения в образовательные учреждения сектантов, педагоги, ведущие занятия духовно-нравственной направленности, допускаются к их проведению только при условии прохождения соответствующих курсов на базе ВОИПКиПРО и при наличии письменной рекомендации епархиального Отдела религиозного образования и катехизации.
Постепенность поэтапной работы с соблюдением принципов преемственности в реализации программы.
Отказ от унификации форм. Формы должны быть разнообразными и применяться в соответствии с имеющимися условиями.
Учет желаний родителей и обучающихся.
Согласованность всех направлений работы.
Добровольность участия исполнителей.
Охват всех типов образовательных учреждений, в том числе и системы дополнительного образования.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей.
Рабочая программа курса Основы православной культуры 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Основная литература для учащихся, для учителей и родителей.
А.В.Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся:
начальное представление о религиозной культуре ориентации содержания учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, т.е. рассчитано на 35 часов.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной культуры,
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Православие и культура
Отношения Бога и человека в православии
Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его Крест
Пасха
Православное учение в человеке
Совесть и раскаяние
Заповеди.
Милосердие и сострадание.
Золотое правило.
Храм
Икона
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов
Рабочая программа курса Основы православной культуры 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном
Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Национальная доктрина образования;
Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки выставляются.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Библия и культура. |
1 |
2 |
Как возникла Библия. |
1 |
3 |
Главный герой Библии. |
1 |
4 |
Уроки Ветхого Завета. Потерянный рай. |
1 |
5 |
Каин и Авель. |
1 |
6 |
Ноев ковчег. |
1 |
7 |
Хам и хамство. Строительство Вавилонской башни. |
1 |
8-9 |
Библейские патриархи. Авраам, Иаков и Иосиф. |
2 |
10 |
Моисей. |
1 |
11-12 |
Десять заповедей – основа нравственности. |
2 |
13 |
Мужество Самсона и Давида. |
1 |
14 |
Мудрость Соломона. |
1 |
15 |
Пророки. |
1 |
16 |
Уроки Нового Завета. Рождество Христа. |
1 |
17 |
Евангелие и православные праздники. |
1 |
18 |
Иоанн Креститель. Крещение Господне. |
1 |
19 |
Заповеди блаженства. |
1 |
20 |
Ученики Христа. |
1 |
21 |
Евангельские притчи. Притча о мытаре и фарисее. |
1 |
22 |
Притча о блудном сыне. |
1 |
23 |
Притча о милосердном самарянине. |
1 |
24 |
Притчи о сеятеле, о талантах, о лепте вдовицы. |
1 |
25 |
Преображение Господне. |
1 |
26 |
Вход Господень в Иерусалим. |
1 |
27 |
Страдания Христа. |
1 |
28 |
Смерть Христа. |
1 |
29 |
Воскресение Христа. |
1 |
30 |
Вознесение Христово. |
1 |
31 |
Пятидесятница, или Троица. |
1 |
32 |
Деяния апостолов. |
1 |
33 |
Библия в отечественной культуре. |
1 |
34-35 |
Библия и современность. |
2 |
|
Итого: |
35 |
Содержание тем учебного курса «Библия в зеркале культуры»
Библия и культура.
Как возникла Библия.
Главный герой Библии.
Уроки Ветхого Завета. Потерянный рай.
Каин и Авель .
Ноев ковчег.
Хам и хамство. Строительство Вавилонской башни.
Библейские патриархи. Авраам, Иаков и Иосиф .
Моисей.
Десять заповедей – основа нравственности.
Мужество Самсона и Давида.
Мудрость Соломона.
Пророки.
Уроки Нового Завета. Рождество Христа.
Евангелие и православные праздники.
Иоанн Креститель. Крещение Господне.
Заповеди блаженства.
Ученики Христа.
Евангельские притчи. Притча о мытаре и фарисее.
Притча о блудном сыне.
Притча о милосердном самарянине.
Притчи о сеятеле, о талантах, о лепте вдовицы.
Преображение Господне.
Вход Господень в Иерусалим.
Страдания, смерть, воскресение Христа.
Вознесение Христово.
Пятидесятница, или Троица.
Деяния апостолов.
Библия в отечественной культуре.
Библия и современность.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
Дорофеева Т.В. Библия в зеркале культуры (Основы православной культуры): Методическое пособие для 5 класса / Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
Романова, Л.И. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 5-го класса (Электронный вариант в распечатке)/ Л.И. Романова, Т.В. Дорофеева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
Хрестоматия по курсу «Библия как источник культуры». Для учителей 5 классов общеобразовательных учреждений. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
Список литературы (дополнительный)
Твердовская Анна /Библейские рассказы//Российское Библейское общество 1995
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 2 класс (1 год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009
Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009
Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010
Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010
Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п |
Предмет |
Класс |
Автор |
Название ЭОР |
Год |
Кол-во |
1 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Шишкин лес» Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 5-6 дневные передачи) |
2010-2011 |
2 |
2 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Шишкин лес» Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 4 утренние передачи) |
2010-2011 |
1 |
3 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Духовные основы русской культуры» Методическое пособие для практической работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи с использованием современных компьютерных технологий |
2010-2011 |
2 |
4 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Радость моя» Детские православные фильмы телевизионного канала «Союз» |
2010-2011 |
1 |
5 |
ОПК |
Пособие для учителя |
ВОИПКиПРО |
1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области Духовно-нравственного воспитания (комментарии к федеральным и региональным документам) 2. Издательская деятельность методического отдела Духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО 3. Книги, статьи, аудиозаписи выступлений православных педагогов |
2010-2011 |
1 |
6 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Святые и святыни земли Воронежской» (документальные фильмы) |
2010-2011 |
1 |
7 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
Работы участников областного конкурса методических проектов на тему: Духовно-нравственная составляющая победы в Великой отечественной войне. |
2010-2011 |
1 |
Рабочая программа курса Основы православной культуры 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном
Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Национальная доктрина образования;
Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки выставляются.
Содержание тем учебного курса
«Святые как пример жизни»
Кто такие святые.
Имя человека. Именины.
Лики святых: пророки, апостолы, равноапостольные, благоверные, преподобные, святители, праведные, блаженные, юродивые, бессеребренники, мученики.
Святые первых веков христианства. Мученики, чьи имена мы носим.
Святитель Николай Чудотворец – образец милосердия.
Святой великомученик Георгий Победоносец. Его почитание в России.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – просветители славян.
Святые Русского государства.
Святой Андрей Рублев. Икона и ее назначение. Наиболее почитаемые на Руси иконы.
Храмы на Руси.
Святые Петр и Феврония – образец супружеской любви.
Монастырская культура на Руси – источник святости.
Воронежские святые: святители Митрофан, Тихон и Антоний.
Новомученики и исповедники Российские.
День святого Валентина: правда и ложь.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (дополнительный)
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 2 класс (1 год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009
Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009
Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010
Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010
Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п |
Предмет |
Класс |
Автор |
Название ЭОР |
Год |
Кол-во |
1 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Шишкин лес» Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 5-6 дневные передачи) |
2010-2011 |
2 |
2 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Шишкин лес» Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 4 утренние передачи) |
2010-2011 |
1 |
3 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Духовные основы русской культуры» Методическое пособие для практической работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи с использованием современных компьютерных технологий |
2010-2011 |
2 |
4 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Радость моя» Детские православные фильмы телевизионного канала «Союз» |
2010-2011 |
1 |
5 |
ОПК |
Пособие для учителя |
ВОИПКиПРО |
Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области Духовно-нравственного воспитания (комментарии к федеральным и региональным документам) Издательская деятельность методического отдела Духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО Книги, статьи, аудиозаписи выступлений православных педагогов |
2010-2011 |
1 |
6 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Святые и святыни земли Воронежской» (документальные фильмы) |
2010-2011 |
1 |
7 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
Работы участников областного конкурса методических проектов на тему: Духовно-нравственная составляющая победы в Великой отечественной войне. |
2010-2011 |
1 |
8 |
ОПК |
10-11 |
ВОИПКиПРО |
«Православная культура России» учебное пособие Автор – Борис Пивоваров. «Построение уроков Основ православной культуры» -Дивногорцева Светлана Юрьевна (запись бесед) |
2010-2011 |
1 |
9 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
Православная энциклопедия (документальные фильмы, 5 фильмов)) |
2010-2011 |
1 |
10 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Земное и небесное» сериал об истории Русской Православной Церкви (10 фильмов) |
2010-2011 |
1 |
Рабочая программа курса Основы православной культуры 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном
Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Национальная доктрина образования;
Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки выставляются.
Содержание тем учебного курса
«Уроки добротолюбия»
Добротолюбие в православном мировоззрении. Как устроен человек.
Как устроен человек. Предназначение человека.
Понятие о душе человека. Чем человек отличается от животного.
Грехопадение и его последствия для человека.
Целомудрие.
Понятие о страстях.
Свобода человека и умение ею пользоваться.
Жизнь по совести.
Наша ответственность за жизнь и здоровье
Ценности человеческой жизни.
Что такое хорошо и что такое плохо.
Жизнь с Богом.
Жизнь, не согласная с заповедями Божиими.
Вера без дел мертва.
Молитва и образ мысли.
Труды во славу Божию.
Труды во благо Отечества.
Труды на пользу ближнего.
В чем состоит истинное здоровье.
Уклад человеческой жизни.
Воспитание характера
Характер христианина.
Понятие о воздержании: воздержание тела, воздержание чувств, воздержание ума.
Воспитание характера через послушание.
Воспитание характера словом.
Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек.
Учись прощать.
О дружбе.
Как относится к наказаниям.
Об отношении к противоположному полу. Что значит быть взрослым.
Об отношении к семье и детям
Влюбленность.
О верности.
Что такое семья.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
св.Алексий Мороз, пед. Тамара Берсенева 7 класс учебное пособие «Уроки добротолюбия» -Издательство «Сатисъ Держава» Санкт-Петербург 2010.
Список литературы (дополнительный)
Твердовская Анна /Библейские рассказы//Российское Библейское общество 1995
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 2 класс (1 год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009
Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009
Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010
Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010
Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п |
Предмет |
Класс |
Автор |
Название ЭОР |
Год |
Кол-во |
1 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Шишкин лес» Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 5-6 дневные передачи) |
2010-2011 |
2 |
2 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Шишкин лес» Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 4 утренние передачи) |
2010-2011 |
1 |
3 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Духовные основы русской культуры» Методическое пособие для практической работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи с использованием современных компьютерных технологий |
2010-2011 |
2 |
4 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Радость моя» Детские православные фильмы телевизионного канала «Союз» |
2010-2011 |
1 |
5 |
ОПК |
Пособие для учителя |
ВОИПКиПРО |
Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области Духовно-нравственного воспитания (комментарии к федеральным и региональным документам) Издательская деятельность методического отдела Духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО Книги, статьи, аудиозаписи выступлений православных педагогов |
2010-2011 |
1 |
6 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Святые и святыни земли Воронежской» (документальные фильмы) |
2010-2011 |
1 |
7 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
Работы участников областного конкурса методических проектов на тему: Духовно-нравственная составляющая победы в Великой отечественной войне. |
2010-2011 |
1 |
8 |
ОПК |
10-11 |
ВОИПКиПРО |
«Православная культура России» учебное пособие Автор – Борис Пивоваров. «Построение уроков Основ православной культуры» -Дивногорцева Светлана Юрьевна (запись бесед) |
2010-2011 |
1 |
9 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
Православная энциклопедия (документальные фильмы, 5 фильмов)) |
2010-2011 |
1 |
Рабочая программа курса Основы православной культуры 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном
Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Национальная доктрина образования;
Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки выставляются.
Содержание тем учебного курса
Духовное краеведение «Святыни и святые воронежского края»
Введение. Земля Воронежская – земля православная.
Древняя история Воронежского края.
Воронежский край после крещения Руси.
Воронежский край после падения Золотой Орды.
Воронежский край – колыбель русского военно – морского флота.
Монастыри в истории Воронежского края.
Храмы Воронежского края.
Духовная жизнь Воронежского края в XVIII-XIX вв.
Духовная история Воронежского края в XX в.
Новомученики РПЦ в Воронежской епархии.
Духовная жизнь в Воронеже сегодня.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (дополнительный)
Твердовская Анна /Библейские рассказы//Российское Библейское общество 1995
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 2 класс (1 год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009
Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009
Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009
Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010
Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010
Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п |
Предмет |
Класс |
Автор |
Название ЭОР |
Год |
Кол-во |
1 |
ОПК |
5-7 |
ВОИПКиПРО |
«Радость моя» Детские православные фильмы телевизионного канала «Союз» |
2010-2011 |
1 |
2 |
ОПК |
Пособие для учителя |
ВОИПКиПРО |
Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области Духовно-нравственного воспитания (комментарии к федеральным и региональным документам) Издательская деятельность методического отдела Духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО Книги, статьи, аудиозаписи выступлений православных педагогов |
2010-2011 |
1 |
3 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
«Святые и святыни земли Воронежской» (документальные фильмы) |
2010-2011 |
1 |
4 |
ОПК |
5-11 |
ВОИПКиПРО |
Работы участников областного конкурса методических проектов на тему: Духовно-нравственная составляющая победы в Великой отечественной войне. |
2010-2011 |
1 |
5 |
ОПК |
10-11 |
ВОИПКиПРО |
«Православная культура России» учебное пособие Автор – Борис Пивоваров. «Построение уроков Основ православной культуры» -Дивногорцева Светлана Юрьевна (запись бесед) |
2010-2011 |
1 |