Рабочие программы по технологии
Рабочая программа по технологии (мальчики)
Рабочая программа по технологии (девочки)
Рабочая программа по технологии (мальчики)
Пояснительная записка
Статус документа
В соответствии с единой методической темой, разработана учебная рабочая программа для проведения уроков по предмету “Технология . Технический труд”, 5-8 классы.
Учебная рабочая программа для данного предмета составлена в соответствии с примерной программой по направлению “Технология. Технический труд” разработанной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по сборнику нормативных документов Министерства образования РФ, 2008 года. Составители: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.
Эта программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса, определяет последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая учебная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов.
Рабочая учебная программа составлена с учетом опыта трудовой и технической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитание у них трудовых, гражданских и патриотических качеств, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, развитие у учащихся гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область предмета «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Предмет «Технология изучается с 5-го по 8-ой классы данной ступени обучения.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей общеобразовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания программы изучается по направлению: Технология. Технический труд».
Содержанием рабочей учебной программы по предмету «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для данной программы по предмету «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», а также включает в себя разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование», «Творческая, проектная деятельность».
Каждый раздел рабочей учебной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно- практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы и метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций.
Занятия по предмету «Технология. Технический труд» проводятся на базе столярных и слесарных мастерских. Мастерские имеют набор инструментов, приборов, станков и оборудования. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, в т. ч. на соблюдение правил электро -безопасности.
Интегрированный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей: с алгеброй, геометрией и черчением при проведении расчетных, графических и чертежных операций, с химией при изучении свойств материалов, с физикой при изучении устройств и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры технологического труда, формирование представлений о технологической культуре путем включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно и общественно значимых изделий;
овладении общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного своих жизненных и профессиональных планов; а также безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, а также уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными видами обще учебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное решение творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов, изложение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет -ресурсы и др.;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива;
оценка своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.
Рабочая учебная программа разработана для обучения школьников с 5 по 8 класс с учетом использования времени национально-регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения и отводит для изучения предмета «Технология. Технический труд» 340 часов. В том числе в 5, 6, 7, 8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
В отличии от примерной программы по «Технологии» федерального базисного учебного плана в рабочую учебную программу, внесены следующие изменения:
5 классы: увеличено количество часов в разделе «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» с 36 до 40, в разделе «Электротехнические работы» с 7 до 8;
6 классы: увеличено количество часов в разделе «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» с 36 до 40, в разделе «Электротехнические работы» с 7 до 8;
7 классы: увеличено количество часов в разделе «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» с 36 до 40, в разделе «Электротехнические работы» с 9 до 10;
8 классы: увеличено количество часов в разделе «Электротехнические работы» с 5 до 8;
Увеличение количества учебных часов в отдельных разделах с 5 по 8 классы произведено за счет резерва учебного времени, в 9 классах за счет резерва учебного времени и переносе 32 учебных часов из раздела «Черчение и графика» на дополнительное освоение разделов «Современное производство и профессиональное образование» и «Творческая, проектная деятельность».
«Черчение и графика» преподается как отдельный предмет. Обучение по данному разделу на предмете «Технология. Технический труд» проводится, как закрепляющее.
Данные изменения в федеральный базисный учебный план и примерную учебную программу внесены в связи с соответствующим содержанием материальной базы мастерских.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – конкретные навыки практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение различных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты по данной рабочей учебной программе могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; формирование умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование навыков самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; воспитание культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.
Рабочая программа по технологии (девочки)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для основного общего образования (5-9 классы) на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,
Рабочая программа. Изобразительное искусство под редакцией Б.Н. Неменского 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011г. Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., также предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 157 учебных часов.
Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю.
По структуре каждый раздел Программы включает основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение программного материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения в изобразительном искусстве является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются уроки индивидуального практического творчества учащихся.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и. нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Уровень подготовки выпускников в соответствии с установленными требованиями.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т. п.);
создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Содержание учебного курса:
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов – «Изобразительное искусство в жизни человека» – посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Тема 8 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» – посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Тема 9 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» – является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России, Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.