Дорошенко Екатерина Александровна Аналитическая записка Фотогалерея |
|
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности Дорошенко Екатерины Александровны, учителя начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новокриушанская средняя общеобразовательная школа
«…цель любого учителя, в том числе предметника , - не подготовка великого, но несчастного математика или историка, а гармонично развитого и умеющего стать счастливым человека и гражданина»
Н.В.Федоров
Быть педагогом – это почётно, но и ответственно. Учитель – это человек, целиком отдающий себя детям. Сколько труда, сил, здоровья нужно вложить в каждого ребёнка, чтобы он вырос востребованным в обществе, уверенно прошагал по дороге жизни? Конечно, далеко не каждый должен стать учителем. Ведь с самого начала педагогической деятельности нужно заниматься самообразованием, находиться в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания будущего поколения. При этом отдавать предпочтение нетрадиционным формам обучения. Главная задача педагога – помочь детям увидеть необычное в обычном, замереть от нечаянно увиденного, стремиться проводить уроки так, чтобы они давали не только прочные знания программного материала, но и расширяли кругозор детей, прививали любовь к родному краю, доброту ко всему живому. Через всю свою педагогическую деятельность я несу любовь и уважение к детям и к детству в целом. Ведь ребята – «маленькие почемучки», им интересно всё. Очень важно, чтобы дети не боялись задать вопрос учителю, поэтому я стараюсь быть для всех своих учеников другом и наставником. Ведь учитель – это человек, целиком отдающий себя детям. Лишь учителю подвластно развить способности и талант своего ученика, подсказывать ему дальнейшее направление в жизни, научить его любить учиться, постоянно стремиться к самосовершенствованию. Я работаю в начальных классах по программе «Школа России». Цель моей педагогической деятельности – создание условий для осуществления личностно- ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся. При изучении нового материала цели и задачи состоят в поиске новых эффективных педагогических методик, способствующих повышению качества образования, при мобилизующем этапе – в воспитании у детей активной деятельности и учебной самостоятельности, при закреплении нового материала – в использовании форм и приёмов обучения, которые могут влиять на результаты обучения, в неукоснительном сохранении здоровья ребёнка: физического, психического и духовного. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. В основе моей работы лежит развитие творческой личности, которая сможет найти свое место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Как учитель, патриот, человек, женщина, взяла себе на вооружение следующие заповеди:
Цель педагогической деятельности: создание условий для качественных достижений обучающимися образовательных результатов через применение в педагогической практике современных образовательных технологий. Задачи:
С целью качественного достижения учащимися образовательных результатов, активно внедряю в образовательный процесс современные образовательные технологии, что обеспечивает эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования; усвоение учащимися результатов деятельности, развитие потребностно-мотивационной сферы личности учащегося; формирование у школьников коммуникативных умений; дифференцированный подход к ученикам с учетом особенностей их интеллектуального развития, уровня подготовленности, потребностей и интересов. В своей работе использую следующие инновационные технологии и методики:
Организация образовательного пространства – это: организация комфортной психологической обстановки для всех членов классного сообщества, создание цветового климата в классе, создание и оформление системы информационных стендов. Имею чёткую гражданскую позицию и стараюсь всеми средствами воспитать в обучающихся своего класса гражданские и общечеловеческие качества. Творческой группой учителей нашей школы был разработан проект «Мы с тобой с рождения селяне». Главная идея предлагаемых маршрутов, дел и занятий - помочь детям познать себя, свою родную страну, свою малую Родину, ее героическое прошлое и настоящее, познакомиться с историей страны с выдающимися людьми, приобщиться к "делам" взрослых, и к наиболее важным событиям, которые происходят сейчас во всей стране, показать величие труда и человека труда, красоту родного края, в котором дети живут, помочь им испытать радость и гордость за то, что они живут на Воронежской земле, научить каждого "путешественника" наблюдать, смотреть и видеть, а также думать и осознавать то, что он видит. Считаю, что результативность обучения определяется не только качеством усвоения знаний и умений по учебным предметам, но и достижениями в сфере личностных и метапредметных результатов. Важнейшим показателем результативности обучения является уровень учебной мотивации школьников. Положительных результатов достигаю за счет создания ситуации успеха для каждого ученика, стараюсь заметить достижения каждого, сочетая разумную требовательность с уважением к личности ребенка, используя эмоционально-положительный стиль общения. Воспитывая активную жизненную позицию у своих школьников, я сама должна быть примером, чтобы дети гордились своим учителем. Поэтому я стараюсь участвовать в различных формах профессионального общения, считая для себя такие формы и повышением собственной квалификации:
Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.
Индивидуальный подход к обучению учащихся, применение личностно-ориентированного метода на уроках, работа по развитию познавательного интереса позволяет добиваться стабильных положительных результатов по преподаваемым предметам. Среди учащихся за последние 2010-2015 учебные годы неуспевающих нет.
Динамика успешности обучающихся
Наблюдается ежегодная позитивная динамика среднегодовой оценки по русскому языку и математике учащихся в классах, в которых я преподаю. Добилась положительных результатов в обучении и воспитании детей. Дети с желанием идут в школу, стремятся к знаниям, демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях. Моим ученикам свойственны высокая учебная активность, общая познавательная мотивация и стремление к самовыражению, они весьма успешны. На протяжении трех лет работы в школе добиваюсь стабильного уровня обученности учащихся. Степень обучаемости учащихся в среднем составляет 71%. Практическая направленность уроков помогает планомерно и целенаправленно вести работу по повышению качества обучаемости на основе осуществления диагностики обучения. Применяю личностно-ориентированный подход к учащимся, построенный на использовании разноуровневых заданий, которые способствуют развитию познавательных и творческих способностей учащихся. У школьников формируются не только предметные знания, но и метапредметные умения: самостоятельно применять имеющиеся знания в новых условиях для решения нестандартных задач, и осознанное владение способами действия, связанное прежде всего с развитием навыков рефлексивного самоконтроля, а также делать достаточно сложные умозаключения на основе сопоставления нескольких фактов и привлечения дополнительной информации. С целью качественного достижения обучающимися образовательных результатов, активно внедряю в образовательный процесс современные образовательные технологии, что обеспечивает эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования; усвоение учащимися результатов деятельности, развитие потребностно-мотивационной сферы личности учащегося; формирование у школьников коммуникативных умений; дифференцированный подход к ученикам с учетом особенностей их интеллектуального развития, уровня подготовленности, потребностей и интересов. С первого года обучения на всех обучающихся класса заведены индивидуальные портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого школьника и стимулируют познавательную активность. В 2017-2018 учебном году работаю в 3 классе, в котором обучаются 17 человек. Ученики 3 класса продемонстрировали следующие результаты: - входная диагностика (сентябрь 2016) - высокий уровень - 6 чел., хороший - 7чел., средний - 4 чел. Ежегодно увеличивается количество участников предметных олимпиад и творческих конкурсов, по результатам которых учащиеся моего класса занимают призовые места. В 2015-2016 учебном году ученики 1 класса приняли активное участие в Заочной Всероссийской олимпиаде для младших школьников по математике, русскому языку и окружающему миру из Центра поддержки талантливой молодёжи Алтайский край г. Бийск. Дети демонстрируют стабильные результаты и творческую активность. На уроках и во внеурочной деятельности ребята выполнили следующие проекты: по технологии «Подарки для любимых наших пап и мам», «Подарки для ветеранов», «В Мастерской Деда Мороза», по окружающему миру «Красная Книга России», «Золотое кольцо России», по математике «Математическая сказка о геометрических фигурах», по русскому языку «Тайна имени», «Город букв», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков», по литературному чтению «Как хорошо уметь читать», «Путешествие по творчеству К.И.Чуковского».
Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся
Высокий познавательный интерес учащихся немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Вместе с тем количество часов в учебных программах не всегда позволяет в полной мере реализовать возможности предмета в данном направлении. Однако внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели. Современное общество предъявляет высокие требования к человеку, и задача педагога не столько вооружить ребенка знаниями, сколько научить его применять их на практике. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Радуга». Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих знаний. Эта программа получила поддержку 100% родителей обучающихся. Динамика участия ребят в мероприятиях школьного уровня повышается. Одной из приоритетных задач современной школы, на мой взгляд, является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка. Хочется вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой - они красиво зазвучат». Стараюсь создать условия для развития творческой личности, развития индивидуальности ребенка, выявления и раскрытия его самобытности, своеобразия его возможностей, обеспечения широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями ученика. Организация внеурочной деятельности рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Важно стремиться к созданию целостной системы внеурочной работы, направленной на организацию такого уклада школьной жизни, который создает оптимальные условия для развития личности. При выборе кружков руководствуюсь педагогической целесообразностью и запросами учащихся и родителей (через беседы, анкетирование). Организация кружковой работы позволяет мне выявить у детей потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Большое внимание уделяю развитию у детей художественных способностей: освоение навыка музыкального искусства. Таким образом, для детей создаются благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов, самоопределения. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, развитию нестандартного мышления. А результат - участие, многочисленные победы в мероприятиях различного уровня.
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции
Стратегия работы с социально одарёнными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития социально одарённых детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Являюсь классным руководителем 3 класса. Основная цель, которую я ставлю перед собой - это формирование ключевой компетентности учащихся, их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Такая компетентность достигается путем обеспечения деятельностного характера образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебно-познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, а также на получение учащимися опыта этой деятельности. С этой целью я применяю современные образовательных технологии, которые позволяют содействовать успешной социализации учащихся, оказанию им помощи в выборе профессии и получении трудового опыта. Воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры - главная цель, которую я ставлю перед собой как учителем. Так, применяя технологию работы в сотрудничестве, я организую самостоятельную работу учащихся в малых группах, где слабый может спросить ребят посильнее, если что-то не понятно. В таких группах учатся вместе. Я систематически вовлекаю учащихся в решение практических задач, требующих интеграции всех видов деятельности (разработка проектов и их презентация, принятие коллективных решений по вопросам внутришкольной жизни и т.д.).Реализованы такие проекты как: «Жизнь класса-наша жизнь», деловая игра «Школа общения», «Идеальная школа». Каждый год ко дню Великой Победы принимаем участие в следующих проектах:
В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:
В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:
Особое внимание я также уделяю детям из социально неблагополучных семей. В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Я поставила перед собой цель:
В результате такой работы мои учащиеся проявляют личностный рост, проявляют инициативность и ответственность, творческий подход при подготовке проектных, исследовательских работ. Ребята успешно участвуют во всех классных мероприятиях. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Непрерывность профессионального развития учителя
Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. И глубоко прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога «учиться до глубокой старости», если он с пользой хочет учить других. Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода моей педагогической деятельности. Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой – создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий. В 2015 году прошла обучение в ВОИКиПРО по теме: «Теория и методика начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО». Веду страничку учителя начальных классов на школьном сайте. Мои достижения:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||