Санжаровская Ольга Михайловна |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Применение инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«…цель любого учителя, в том числе предметника, – не подготовка великого, но несчастного математика или историка, а гармонично развитого и умеющего стать счастливым человека и гражданина»
Н.В.Федоров
Быть педагогом – это почётно, но и ответственно. Учитель – это человек, целиком отдающий себя детям. Сколько труда, сил, здоровья нужно вложить в каждого ребёнка, чтобы он вырос востребованным в обществе, уверенно прошагал по дороге жизни? Конечно, далеко не каждый должен стать учителем. Ведь с самого начала педагогической деятельности нужно заниматься самообразованием, находиться в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания будущего поколения. При этом отдавать предпочтение нетрадиционным формам обучения. Главная задача педагога – помочь детям увидеть необычное в обычном, замереть от нечаянно увиденного, стремиться проводить уроки так, чтобы они давали не только прочные знания программного материала, но и расширяли кругозор детей, прививали любовь к родному краю, доброту ко всему живому. Через всю свою педагогическую деятельность я несу любовь и уважение к детям и к детству в целом. Ведь ребята – «маленькие почемучки», им интересно всё. Очень важно, чтобы дети не боялись задать вопрос учителю, поэтому я стараюсь быть для всех своих учеников другом и наставником. Ведь учитель – это человек, целиком отдающий себя детям. Лишь учителю подвластно развить способности и талант своего ученика, подсказывать ему дальнейшее направление в жизни, научить его любить учиться, постоянно стремиться к самосовершенствованию. Я работаю по программе «Школа России». Цель моей педагогической деятельности – создание условий для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. В основе моей работы лежит развитие творческой личности, которая сможет найти свое место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Как учитель, патриот, человек, женщина, взяла себе на вооружение следующие заповеди:
Цель педагогической деятельности: создание условий для качественных достижений обучающимися образовательных результатов через применение в педагогической практике современных образовательных технологий. Задачи:
С целью качественного достижения учащимися образовательных результатов, активно внедряю в образовательный процесс современные образовательные технологии, что обеспечивает эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования; усвоение учащимися результатов деятельности, развитие потребностно-мотивационной сферы личности учащегося; формирование у школьников коммуникативных умений; дифференцированный подход к ученикам с учетом особенностей их интеллектуального развития, уровня подготовленности, потребностей и интересов. В своей работе использую следующие инновационные технологии и методики:
За годы работы в школе мною создан кабинет, отвечающий всем современным требованиям, собран разнообразный разноуровневый дидактический материал по основным темам программы для 1-4 классов; разработаны и систематизированы тестовые задания; систематизирована методическая литература и литература для дополнительных занятий с учащимися, материалы для проведения внеклассных занятий; творческие работы учащихся; мультимедийные проекты. Организация образовательного пространства – это: организация комфортной психологической обстановки для всех членов классного сообщества, создание цветового климата в классе, создание и оформление системы информационных стендов, создание безбарьерной среды для полноценной интеграции учеников с ограниченными возможностями (у нас в классе обучается ученик с серьёзным заболеванием опорно-двигательной системы). Имею чёткую гражданскую позицию и стараюсь всеми средствами воспитать в обучающихся своего класса гражданские и общечеловеческие качества. Творческой группой учителей нашей школы был разработан проект «Мы с тобой с рождения селяне». Главная идея предлагаемых маршрутов, дел и занятий – помочь детям познать себя, свою родную страну, свою малую Родину, ее героическое прошлое и настоящее. Продолжением игры – путешествия стал проект «Мобильные уроки». Идея проекта «Мобильных уроков» в том, чтобы «оживить» страницы учебников, увидеть и почувствовать все то, чему мы научились в школьных кабинетах за рамками него. Это путешествия, поездки, походы в те места, где можно, преодолев расстояние во времени, увидеть живые страницы истории, любоваться пейзажами тех мест, вдохнуть воздух, которым дышали авторы и герои великих произведений искусства, известные деятели; это места, которые вдохновляют и впечатляют, задевают и остаются в памяти. Считаю, что результативность обучения определяется не только качеством усвоения знаний и умений по учебным предметам, но и достижениями в сфере личностных и метапредметных результатов. Важнейшим показателем результативности обучения является уровень учебной мотивации школьников. Положительных результатов достигаю за счет создания ситуации успеха для каждого ученика, стараюсь заметить достижения каждого, сочетая разумную требовательность с уважением к личности ребенка, используя эмоционально-положительный стиль общения. Являясь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов, активно участвую в его работе и в РМО начальных классов Калачеевского района Воронежской области. МО играет большую роль в повышении общетеоретического, методического уровня учителей начальных классов и их квалификации. Планирование работы МО строится, исходя из современных требований с учётом потребностей учителей. Под моим руководством ведётся целенаправленная работа по повышению педагогического мастерства учителей начальных классов нашей школы. Открытые уроки, внеклассные занятия, семинары, тренинги, мастер-классы, знакомство с новинками литературы – всё это есть в практике работы МО. Имея большой опыт работы с младшими школьниками, стремлюсь поделиться с коллегами тем, что знаю и умею. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта веду в нескольких направлениях:
Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние пять лет. Индивидуальный подход к обучению учащихся, применение личностно-ориентированного метода на уроках, работа по развитию познавательного интереса позволяет добиваться стабильных положительных результатов по преподаваемым предметам. Среди учащихся за последние 2010-2015 учебные годы неуспевающих нет. Динамика успешности обучающихся
Наблюдается ежегодная позитивная динамика среднегодовой оценки по русскому языку и математике учащихся в классах, в которых я преподаю. Добилась положительных результатов в обучении и воспитании детей. Дети с желанием идут в школу, стремятся к знаниям, демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях. Моим ученикам свойственны высокая учебная активность, общая познавательная мотивация и стремление к самовыражению, они весьма успешны. По окончании обучения в начальной школе дети имеют 100 % успеваемость. Анализ итоговых контрольных работ по линии администрации свидетельствует о высоком уровне качества обученности в классах. Диагностические замеры техники чтения свидетельствуют о динамике сформированного навыка чтения (в %):
На протяжении всех лет работы в школе добиваюсь стабильного уровня обученности учащихся. Степень обученности учащихся в среднем составляет 83%. Практическая направленность уроков помогает планомерно и целенаправленно вести работу по повышению качества обученности на основе осуществления диагностики обучения. Применяю личностно-ориентированный подход к учащимся, построенный на использовании разноуровневых заданий, которые способствуют развитию познавательных и творческих способностей учащихся. У выпускников 4-го класса при переходе в среднее звено процент качества знаний и количество отличников сохраняется. У школьников формируются не только предметные знания, но и метапредметные умения: самостоятельно применять имеющиеся знания в новых условиях для решения нестандартных задач, и осознанное владение способами действия, связанное прежде всего с развитием навыков рефлексивного самоконтроля, а также делать достаточно сложные умозаключения на основе сопоставления нескольких фактов и привлечения дополнительной информации. С целью качественного достижения обучающимися образовательных результатов, активно внедряю в образовательный процесс современные образовательные технологии, что обеспечивает эффективное развитие личности учащегося, превращение его в субъект учебно-познавательной деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к содержанию образования; усвоение учащимися результатов деятельности; формирование у школьников коммуникативных умений; дифференцированный подход к ученикам с учетом особенностей их интеллектуального развития, уровня подготовленности, потребностей и интересов. В 2015-2016 учебном году работаю в 4 классе, в котором обучаются 13 человек. Ученики 4 класса продемонстрировали следующие результаты:
Ежегодно увеличивается количество участников предметных олимпиад и творческих конкурсов, по результатам которых учащиеся моих классов занимают призовые места. В 2014-2015 учебном году ученики 3 класса приняли активное участие в Заочной Всероссийской олимпиаде для младших школьников по математике, русскому языку и окружающему миру из Центра поддержки талантливой молодёжи Алтайский край г. Бийск. Дети демонстрируют стабильные результаты и творческую активность. Увеличивается количество творческих работ учащихся, получивших высокую оценку в рамках конкурсов различного уровня. В 2014-2015 учебном году ученик 3 класса Блощицын Антон стал победителем Всероссийского конкурса «Умка» по окружающему миру. Гребёнкин Денис стал победителем всероссийского конкурса «Умка» по математике. Многие ребята приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Олимпусик» и «Меридиан». На уроках и во внеурочной деятельности ребята выполнили следующие проекты: по технологии «Подарки для любимых наших пап и мам», «Подарки для ветеранов», «В Мастерской Деда Мороза», «Школа кулинаров», по окружающему миру «Красная Книга России», «Золотое кольцо России», по математике «Математическая сказка о геометрических фигурах», по русскому языку «Тайна имени» и другие.
Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся Высокий познавательный интерес учащихся немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. Вместе с тем количество часов в учебных программах не всегда позволяет в полной мере реализовать возможности предмета в данном направлении. Однако внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели. Современное общество предъявляет высокие требования к человеку, и задача педагога не столько вооружить ребенка знаниями, сколько научить его применять их на практике. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Математическое конструирование». Актуальность выбора определена тем, что на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Новизна данной программы определена Федеральным Государственным стандартом начального общего образования. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих знаний. Эта программа получила поддержку 100% родителей обучающихся. Внеурочная работа направлена на углубление знаний, полученных учащимися на уроках математики, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. Организация внеурочной деятельности рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Важно стремиться к созданию целостной системы внеурочной работы, направленной на организацию такого уклада школьной жизни, который создает оптимальные условия для развития личности. При выборе кружков руководствуюсь педагогической целесообразностью и запросами учащихся и родителей (через беседы, анкетирование). Организация кружковой работы позволяет мне выявить у детей потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Большое внимание уделяю развитию у детей художественных способностей: освоение навыка музыкального искусства. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность предполагает продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета. Я проводила внеурочную работу по следующим направлениям: духовно-нравственное («Домисолька»), общеинтеллектуальное («Математическое конструирование»), общекультурное («В стране мастериц»). Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Обучающимся предлагались различные технологии и формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, соревнования, исследования, тренинги, игры, полезные дела и др. Дети пробовали себя в различных видах деятельности. Занятия проводила в игровой форме. Так на кружке «В стране мастериц» работали с разными материалами, такими как пластилин, бумага, картон, крупа. Планировали ход работ, что способствовало развитию у детей самостоятельности, инициативности. Детям нравились занятия, на которых они делали подарки родным к праздникам. Являюсь классным руководителем 4 класса. Основная цель, которую я ставлю перед собой – это формирование ключевой компетентности учащихся, их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Такая компетентность достигается путем обеспечения деятельностного характера образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебно-познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, а также на получение учащимися опыта этой деятельности. С этой целью я применяю современные образовательных технологии, которые позволяют содействовать успешной социализации учащихся, оказанию им помощи в выборе профессии и получении трудового опыта. Так, применяя технологию работы в сотрудничестве, я организую самостоятельную работу учащихся в малых группах, где слабый может спросить ребят посильнее, если что-то не понятно. В таких группах учатся вместе. Я систематически вовлекаю учащихся в решение практических задач, требующих интеграции всех видов деятельности (разработка проектов и их презентация, принятие коллективных решений по вопросам внутришкольной жизни и т.д.). Реализованы такие проекты как: «Права ребенка глазами детей», деловая игра «Заседание совета класса», «Наша школа», «Идеальная школа». В 2014-2015 учебном году к 70-летию Великой Победы приняли участие в следующих проектах:
При организации образовательного процесса пытаюсь создать благоприятный психологический климат, атмосферу, взаимопонимания, толерантности и взаимопомощи для различных категорий обучающихся (одаренные дети, дети из социально-неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья). Применение различных технологий, а также использование интерактивных форм и технологии продуктивного обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, технологий здоровьесбережения детей на каждом уроке. В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. На сегодняшний день одной из функций школы становится функция – выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:
В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:
Особое внимание я также уделяю детям из социально неблагополучных семей. В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного воспитания. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Я поставила перед собой цель:
В результате такой работы мои учащиеся проявляют личностный рост, проявляют инициативность и ответственность, творческий подход при подготовке проектных, исследовательских работ. Ребята успешно участвуют во всех классных, школьных, районных мероприятиях. Непрерывность профессионального развития учителя Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профессионал, пока учится. И глубоко прав академик Е. Патон, который призывает самого педагога «учиться до глубокой старости», если он с пользой хочет учить других. Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода моей педагогической деятельности. Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой – создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий. В 2011 году прошла обучение в ВОИПК и ПРО по теме: «ФГОС: общепедагогические, дидактические и воспитательные аспекты». Создана страница на школьном сайте. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима. Саморазвитие, по Канту, – это «культивирование собственных сил». Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает школа, и образовательным потребностям учащихся. Согласно утверждённому на педсовете моему плану самообразования, регулярно знакомлюсь с новинками педагогической и методической литературы. В течение всей своей педагогической деятельности изучаю и систематизирую материал, предлагаемый журналами «Завуч начальной школы», «Начальная школа», «Классный руководитель»; приобретаю специальную литературу, изучаю опыт педагогов – новаторов. Всё это помогает мне быть в курсе тех изменений, которые происходят в системе обучения и воспитания, в жизни общества. Мои достижения:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интернет-ресурс Мои достижения Работы учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|